Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Личный вкус

Под окном расцветает акация

23.04.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

А потом из нее гонят смолу (поляки называют ее «гумма») и, добавив того-сего, получают волшебную смесь. С ее помощью фотохудожники работают в уникальной и редкой у нас технике гуммиарабика («арабик» - потому что акация должна быть не простой, а т.н. арабской: только ее смола в смеси с определенными веществами обладает светочувствительными свойствами). «Гуммиарабик» - так называется выставка произведений польского фотохудожника Хенрика Рогозинского (1934-2004гг.). Экспозиция открылась 20 апреля в городской художественной галерее произведений Леонида Щемелева в рамках Дней польской фотографии в Минске.

В доме каждого поляка на одной из стен обязательно присутствуют две вещи: портрет Иоанна Павла II и «гума » (т.е. не просто вещество, а сделанная в технике гуммиарабик произведение) Хенрика Рогозинского. Белорусу понять сходу эту шутку-наблюдение трудно. Исторически сложилось так, что слово «гума» у нас в сознании соседствует скорее с «ботамі” или с шиномонтажем, нежели с чем-то высоким. К тому же если про Иоанна Павла II все и у нас знают, то Хенрик Рогозинский до этой выставки (к сожалению, посмертной) в Беларуси был широко известен лишь в узком кругу местных фотохудожников. Теперь эти пробелы в культурно-диалогическом белорусско-польском лексиконе устранены.

Увидев впервые близко работы «Хэню», или «Дзядэка» - как ласково называли Хенрика Рогозинского коллеги по всей Польше - в технике гуммиарабик, я была удивлена явной ориентацией автора на академические формы традиционной печатной графики: офорт, литографию, порой даже на многодельный рисунок пером… Фотопейзажи Рогозинского, рядом с которыми местами мне вспомнился Дюрер, местами Ван Гог, напечатаны на фактурной шероховатой бумаге и подписаны карандашом по всем канонам художественной печатной графики, с указанием номера отпечатка и т.д.

Интересные дела: живописцы все больше используют в работе фотоаппарат и компьютер, а фотохудожники то и дело посматривают в сторону ручных эксклюзивных техник и приемов традиционного станкового искусства.

Технология «гумового» производства связана с природной средой (нужны естественный свет и вода), поэтому так популярны специализированные «гумовые» фотопленеры, где собираются «гумисты», как они сами себя называют. Альберт Цеханович, белорусский фотохудожник, не раз участвовавший в таких пленерах и подготовивший к показу на вернисаже слайд-фильм «Воспоминание про Польшу» памяти Рогозинского, рассказал, что гуммиарабик считается весьма «шляхетной» техникой. И попасть в число «гумистов», быть признанным и уважаемым коллегами очень престижно в польской фото-арт-среде.

Элитарная техника гуммиарабика вкратце такова: если нанести тонкий слой «гуммы» на поверхность, например, обычной бумаги, акварельной или офортной, то можно печатать на ней изображение с фотонегатива, добиваясь удивительных эффектов. Правда, сначала предстоит серьезная работа с негативом: художник должен добиться предельной контрастности, наличия только черного и белого тона, полного исчезновения полутонов. Особая прелесть этой техники в ее печатной части заключается в том, что можно пользоваться не фотопроектором, а светом солнца, потолком же фотолаборатории тогда может быть просто голубое небо. Засвеченные места картинки остаются бархатно-черными: «гумма» прочно скрепляется там с бумагой. Остальное легко смывается водой.

Открывая вернисаж, Петр Казакевич, директор Института Польского в Минске, подчеркнул, что новая выставка дополнила параллельно открытые экспозиции в рамках Дней польской фотографии. Это две выставки Кшиштофа Гералтовского,фотохудожника с всемирно известным именем, которые экспонируются соответственно в Музее современного изобразительного искусства и в Музее-галерее «Мир Фото»; а также выставка «Камера Обскура» Рышарда Карчмарскага в библиотеке им. А.С. Пушкина.

Как обратили внимание публики аксакалы белорусской фотографии Юрий Васильев, куратор Музея-галереи «Мир Фото», и Евгений Козюля, председатель Совета фотоклуба «Минск», в самих названиях выставок – «Гуммиарабик», «Камера Обскура», а также в жанровой подборке - какой портрет! какой пейзаж! - разлит отрадный для любителей оглядываться дух ретро-ностальгии, общий для проекта «Дни польской фотографии». Несомненное седативно-балансирующее воздействие этого самого духа позволяет особо рекомендовать посещение выставок польской фотографии всем нервным и застрессованным любителям прекрасного.
Добавить комментарий
Проверочный код