Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (586) 23 апреля 2007 г. Экономика

Техпаспорт - двигатель рекламы

23.04.2007
Коллапс рекламы на рынке недвижимости

Ольга МИКША

На прошлой неделе три министерства - юстиции, торговли и информации - разродились постановлением «О размещении рекламы риэлтерскими организациями», которое с 16 апреля здорово усложнило жизнь агентствам недвижимости и их клиентам.

Постановление принято с благородной целью защитить права потребителя и обеспечить его достоверной информацией о купле-продаже, мене, аренде и других сделках с объектами недвижимости, а также оградить от недостоверной рекламы. Содержание рекламного объявления нужно согласовать с заказчиком, поместить в нем номер лицензии и координаты агентства, а цену объекта и стоимость услуг указывать отдельно.

Но наибольший резонанс в профессиональной среде вызвали требования предоставлять в СМИ пакет не только общедоступной, но и конфиденциальной информации.

Так, прежде чем размещать рекламное объявление о продаже объекта недвижимости, агентству надо составить заявку, которую редакция СМИ сможет принять в работу после проверки лицензии агентства, а также ознакомления с договором на оказание риэлтерских услуг и копии техпаспорта объекта. В этих двух документах содержится полная информация о продавце, о его собственности и предполагаемой сумме, которую он получит после продажи квартиры. «Курьер будет вынужден сумками возить эти документы по редакциям, где ознакомиться с ними сможет практически каждый желающий, - отметил в интервью «БелГазете» руководитель одного из минских агентств, пожелавший остаться неназванным. - При этом президентский указ N15 очень жестко требует с риэлтерских организаций сохранения конфиденциальности сделок».

Таким образом, новое постановление существенно расширяет круг людей, которые могут получить персональные данные клиентов агентств недвижимости, и в этой связи риэлторы не исключают усиления криминальной напряженности.

Однако даже если тайна сделки сохранится, система подачи заявок на рекламу недвижимости заметно ограничит возможности продавца при необходимости менять цену.

Документ требует, чтобы в случае изменения цены объекта агентство оформляло заявку повторно. Если вспомнить, как росли цены на квартиры в I квартале т.г., то продавец должен был бы по два раза в неделю приходить на оформление допсоглашения об изменении цены, а агентство возить в редакции новые заявки на рекламу. А если в такой период клиенту придется уехать в длительную командировку, изменить цену на объект адекватно новым условиям будет просто невозможно. В результате в проигрыше снова окажется потребитель, чьи права намеревались изначально защитить.

С точки зрения рекламы строящихся объектов, требование сначала предоставить техпаспорт выглядит и вовсе абсурдным. Похоже, в министерствах не осведомлены, что техпаспорта выдаются после сдачи объектов в эксплуатацию, а продавать квартиры в строящихся домах уполномоченные риэлторы начинают еще на этапе рытья котлована. Создается впечатление, что власти всеми силами стараются полностью искоренить долевое строительство как вид коммерческой деятельности: в прошлом году застройщиков обязали продавать жилье по единым ценам, чем практически заморозили этот сегмент рынка, а в этом, видимо, решили поубавить прыть тех застройщиков, кто все же намеревался начать строительство. Судя по всему, теперь застройщикам придется полностью полагаться на собственные и кредитные средства, а населению - готовиться к новому росту цен в новостройках: ведь продавать можно только законченные объекты с техпаспортами.

К несчастью, некоторые агентства в настоящее время связаны договорами с застройщиками по продаже строящейся недвижимости. С прошлой недели выполнять свои обязательства они не могут, поскольку не располагают злополучными техпаспортами объектов. С другой стороны, согласно указу N15, риэлторы обязаны рекламировать объект, с застройщиком которого у него заключен договор о реализации. В ситуации, когда два нормативных акта противоречат друг другу, агентства будут поставлены перед нелегким выбором: или нарушить требования одного из них, или выплачивать неустойку партнеру за невыполнение взятых обязательств.

Разработчики документа позаботились о том, чтобы яркие рекламные слоганы больше не вводили в заблуждение покупателей недвижимости, и запретили использовать термины «элитное жилье», «престижный район» и другие эмоционально окрашенные словеса без указания в рекламе основных качественных характеристик, подтверждающих соответствующий уровень объекта недвижимости.

При этом, как справедливо указывают специалисты, нигде в нормативных актах нет определений этих эпитетов: «Несмотря на большую долю субъективизма в этих терминах, они прочно вошли в оборот. И запрещая их использование, власти не предложили ничего взамен».

По неофициальной информации, постановление родилось в ответ на просьбу представителей Госконтроля упорядочить рынок рекламы недвижимости. Ведомства сработали более чем оперативно, не утруждая себя консультациями с действующими игроками рынка. В результате газетам теперь гораздо легче принимать рекламу от граждан, чем от риэлтерских организаций.
Добавить комментарий
Проверочный код