Понедельник, 25 Сентября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чем вам запомнились учения «Запад-2017»?
фобией президента РБ оказаться погребённым в одной воронке с президентом РФ
неприездом на полигон «Борисовский» министра обороны РФ
словами президента РБ о «непоказушных учениях»
вручением пистолета ТТ президенту РБ
истерикой Запада
мощью совместной военной группировки РБ и РФ
№14 (584) 09 апреля 2007 г. Визави

Урок математики

09.04.2007
Сколько стоит школа

Константин ШИЯН, Марина ГУЛЯЕВА

«Факты принудительного сбора денег у родителей для школ следует пресекать на корню», - заявил на минувшей неделе председатель столичного комитета по образованию Владимир Щербо. Но, «если родители или физические или юридические лица, спонсоры, меценаты будут предлагать помощь, то от нее не следует отказываться». Как утверждает Щербо, столичные школы получают «достаточное количество» средств, просто «всего не предусмотришь». После этих слов складывается впечатление, что школа обеспечена всем и не хватает каких-то мелочей, настолько несущественных, что про них просто забыли. Например, про ежегодный ремонт классов, на который во многих школах родители собирают деньги столько лет, сколько учатся их дети. За чей счет сегодня существуют бесплатные белорусские школы и можно ли обойтись без добровольно-принудительной помощи родителей, корреспонденты «БелГазеты» говорили с Олегом БАУМАНОМ, директором одной из школ Московского района Бреста (попросившим изменить его имя и фамилию ввиду скандального дела в отношении его минского коллеги, прославившегося тесными связями со спонсорами), и мамой бывшего школьника Аллой ГОРБАЧЕВОЙ.

Олег БАУМАН: «НУЖНО ОТЛУЧИТЬ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТ ДЕНЕГ»

- Могу компетентно заявить: школы финансируются государством в недостаточном объеме. Денег на решение главных вопросов по ремонту и инвентаризации не хватает. С 1 января ни одной копейки в нашу школу не вложено. Денег у государства, видать, нет: рассчитываемся с долгами. Могу добавить: примерно такая же ситуация была и в прошлом году.

- Как часто в школе что-то обновляется, делается ремонт?

- Сейчас едва ли не все школы находятся в плачевном состоянии. В школе каждый год надо что-то делать, ремонтировать. Раз в год в каждом учебном классе производить хотя бы косметический ремонт. Раз в 10 лет что-то делать с половым покрытием.

- И где школы находят деньги?

- По-разному. В прошлом году мы, например, отремонтировали школьные туалеты. Бюджетные деньги хоть и были, но их явно не хватало. Плитку, например, дали шефы. У нас было предприятие, которое взяло шефство над нашей школой, но у них теперь тоже возникли серьезные проблемы в связи с известным указом, и сейчас они не могут нам толком ничего дать. Указ призван регламентировать т.н. «спонсорскую помощь». Там сейчас ситуация такая: если кто-то решил дать нам Br1 млн., то автоматически должен заплатить в казну еще около 10% от этой суммы. Это сразу отталкивает всех потенциальных спонсоров. Они и так от себя отрывают собственные деньги, а тут еще оказывается, что государство по-хамски хочет у них отобрать средства сверх той суммы, которой они решились помочь школе. Если раньше у них была возможность помочь хоть каким-то материалом, то сейчас и этого нет: ведь помимо материала придется выложить деньги в виде налогов.

Существует еще одна проблема: мы не можем обналичить даже те деньги, которые заработали сами. Есть какая-то директива, согласно которой мы можем закупать необходимую нам технику и стройматериалы только у предприятий из специального списка. До сих пор не могу понять, на каком основании мы должны отдавать собственноручно заработанные и пожертвованные родителями деньги каким-то отдельным предприятиям, заведомо завышающим цены на свою продукцию? Почему я не могу покупать товары для школы там, где захочу?

- А кто помогает школе? Только ли родители ваших учеников?

- Спонсорами в основном являются те, кто прямого отношения к нашей школе не имеет. Просто еще с советских времен сложился институт шефской помощи. Сейчас мы пытаемся выйти на новые предприятия и организации, которые могут оказать хоть какую-то помощь. Например, над нами шефствует одна из воинских частей. Понятно, что деньгами они нам помочь не могут, зато солдаты помогают убрать территорию, перенести камни. Мы помогаем им с проведением каких-то концертов, других мероприятий.

Есть попытки обращения и к родителям. Но те негативно воспринимают желание залезть в свой карман. Кто может помочь, тот помогает, кто не может - того никто не осуждает.

- А повлиять на родителей, не желающих делиться со школой деньгами, нельзя?

- А как? Существует же закон «Об образовании», в котором эти обязанности родителей не прописаны. А если денег на самом деле нет? Есть другой парадокс: очень богатый родитель вряд ли поможет когда-нибудь школе. И не потому, что не хочет, а потому, что не может: опять-таки из-за этого указа.

- Председатель комитета по образованию Мингорисполкома потребовал «прекратить поборы ». Получается, они все же существуют…

- Есть школы, которые и вправду попросту «прессуют» родителей. Это происходит на уровне высшего руководства школ. Бывает, что в эти дела и сует нос классный руководитель. В цепочке часто задействован родительский комитет. Сама же администрация отношений к деньгам не может иметь никакого. Поэтому принудительные поборы - дело нечастое. Ведь вся спонсорская помощь перечисляется по безналу на счет школы. У школы два счета: спонсорский и тот, на который зачисляется оплата за аренду, платные занятия и т.д.

Но с последним сейчас сложнее. Например, раньше школы могли предоставлять свою столовую для проведения свадеб. Но кроме жениха и невесты есть еще и санстанция. Чтобы пройти их проверку, нужно отдать еще больше денег, чем ты получишь от свадьбы. На следующий день после свадьбы нужно полностью дезинфицировать помещение, а это очень большая проблема. Вот и получается, что услуга практически исчезла, оказать ее стало невозможно.

Есть родители, которые не могут помочь финансово, но всегда стремятся помочь руками. Пришла весна, надо ветки обрезать, убрать с участка сухие деревья. Родитель работает обычным мастером в жилстрое, у него ребенок в 3-м классе. Договорился с друзьями, они помогли весь этот весенний мусор убрать. Просто взяли и помогли, без всякого вознаграждения.

- Бытует мнение, что существует прямая зависимость между оценками учеников и суммой пожертвований родителей…

-
Это бред. Это домыслы тех родителей, чьи дети просто не хотят учиться. Ни один нормальный учитель не будет смешивать божий дар с яичницей. Не исключаю, что такое с кем-то где-то бывает, но мне такие случаи неизвестны.

- А если бы такое происходило в вашей школе, как бы вы боролись?

- Прежде всего нужно отлучить классных руководителей от денег. Чтобы ни у кого из них не было наличных на руках. Внедрять систему, при которой все спонсорские деньги перечислялись бы исключительно безналичным путем.

- Случаются ли конфликты между детьми, чьи родители вовремя сдают необходимые деньги, и учениками из бедных семей?

- Бывает всякое. Но это не носит массового характера. Эти слухи распускают люди, далекие от школы. Дети куда чаще конфликтовали из-за того, во что они одеты. Но эта проблема разрешилась введением школьной формы: теперь все выглядят примерно одинаково. У нас обычная средняя образовательная школа, а не элитная гимназия. Вот там, говорят, всегда конфликтуют богатые и умные дети из бедных семей. Ведь группировочки есть в любом классе. Дети выбирают друзей и врагов исходя из интересов и местожительства.

- Когда вы были ребенком, ваши родители выделяли деньги на школу?

- Тогда школа не думала, что ей нужно что-то закупать и где-то выискивать деньги. А сейчас мне приходится изыскивать средства, чтобы закупить моющие средства или бумагу для копировальной техники, которая используется для печати приказов.

- Бесплатное образование, гарантированное Конституцией, уже стало платным?

- Хоть бюджетных денег не хватает, но я бы не стал так резко высказываться. Вы посчитайте хотя бы те деньги, которые государство тратит на зарплаты учителям, и поймете, платное у нас образование или нет. Даже на Западе, где образование платное, если ребенок разбил окно или поломал стул, с родителей будут взиматься дополнительные деньги. Конечно, де-факто абсолютно бесплатным оно не является, но и платным его назвать язык не поворачивается.

- Говорят, до школ доводятся определенные планы по зарабатыванию денег

- Эти планы идут еще с советских времен. Раньше, правда, не было понятия «платные услуги». А сейчас у нас в министерстве составляется план по зарабатыванию денег в бюджет. Малая доля остается школе, основная часть идет в районные и областные администрации. Хотя они этого не признают. Райотдел берет за обслуживание централизованной бухгалтерии, он же разбирается с вопросами земельной аренды и аренды помещений. Даже оплата коммунальных услуг - с этих денег. Выполнить государственную норму по сдаче денег в казну трудно, но можно.

- Но ведь школа - не коммерческое предприятие!

- У нас, извините, все общество стало бизнес-структурой. И на школе это отражается, хотя и в меньшей степени. Зайдите в любое госучреждение - за любую справку сразу счет выставляется. А в школе их выписывают пока бесплатно. Коммерциализация всех госструктур в любом случае идет «сверху», это вопрос государственной важности.

СПРАВКА «БелГазеты». Олег Бауман родился в Бресте. Окончил Белорусский педагогический университет им. Танка.

Беседовал Константин ШИЯН

Алла ГОРБАЧЁВА: «УЧИТЕЛЯ - ЭТО ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ СО СЛАБОСТЯМИ»

- Как полагаете, «факты принудительного сбора денег у родителей для школ» будут «пресечены на корню» ?

- Я в это не верю. И не считаю, что это нужно делать. Сегодня объем бюджетного финансирования, который получают школы, не может обеспечить должный уровень материального состояния. По-другому нельзя, такова реальность сегодняшнего дня: школа должна обращаться за помощью к родителям. Конечно, это должно быть в форме просьбы, но никак не требования.

Помощь со стороны родителей должна быть добровольной. А бывает по-всякому. У меня до сих пор осталась горечь от воспоминаний, связанных с учебой моего сына. Он окончил школу в прошлом году. По традиции каждый выпускной класс оставляет школе подарок. Но классный руководитель решила сделать это не в конце учебного года, а в марте, когда проходили президентские выборы. Не советуясь с нами, родителями, она выбрала подарок и купила его за свои деньги, а нас поставила перед фактом. Никто не возражал, это был хороший подарок - жалюзи, в которых школа нуждалась. Но было неприятно: решение было принято без обсуждения, нас просто поставили перед фактом. Никто не возражал и против суммы, хотя мы все готовились к выпускному вечеру, на который должны были потратить приличную сумму денег.

Есть родители, для которых заплатить Br2 тыс. или Br5 тыс. - большая разница. Поскольку я была в родительском комитете и принимала участие в сборе денег, мне было очень трудно сказать кому-то, что нужно еще добавить денег. Классному руководителю я так и сказала: не знаю, как отреагируют родители. Как мне кажется, именно этот разговор имел неприятные последствия для моего сына. У нас были спорные оценки по предмету, который вел классный руководитель. Когда есть спорные оценки, учитель предупреждает ученика или ученик сам просит предоставить шанс исправить отметку. Мой сын всю ночь готовился к ответу, но когда пришел в школу, узнал, что оценка уже выставлена.

Была ситуация, когда мы помогали одному учителю оформлять его стенд. Школы часто инспектируют по разным поводам, ходят по кабинетам, оценивают наглядные пособия, и, конечно, каждому хочется, чтобы все было на уровне. Но на этот «уровень» у школы далеко не всегда есть деньги. А у моего сына были определенные проблемы с одним предметом. Трудности были объективные: в конце прошлого года ввели понятие «средний бал», еще нужно было готовиться к тестированию - ребенок был очень загружен. И чтобы смягчить требования учителя, мы оказали ему помощь в оформлении стенда.

- С моральной точки зрения поступили правильно?

-
А кто, как не родители, помогут своим детям? Я не оцениваю это негативно. Невозможно на должном уровне выучить все предметы, тем более что есть предметы, с которыми ребенок поступает в вузы, а на их подготовку нужно время.

- По-другому этот вопрос можно было как-то решить?

-
Думаю, нет. Если бы в конце года не было столько изменений, которые легли на плечи детей, возможно, была бы другая ситуация.

- Насколько велик объем финансирования школьных нужд из родительского кармана?

- Я бы не стала говорить о больших суммах, но ремонт классов делается за родительский счет. Получается, что факт недополучения школой денег изначально известен. А как быть? В конце лета школы объезжает комиссия, которая проверяет готовность классов. Если все хорошо, ремонт в классах сделан - директора похвалят, может, даже дадут премию. А он похвалит учителей, и они тоже получат премию.

Директоров школ ставят такие в условия: один извернулся и смог найти деньги, а кто-то не смог. Хотя ни первый, ни второй этого делать не должны. И хорошо, если заведующий райотделом образования на собрании промолчит и не унизит провинившегося директора, но ведь его могут прилюдно отчитать за то, в чем он не виноват.

- Как часто собирали деньги на ремонт классов?

- Каждый год. Что поделаешь, если материальная база школ не укрепляется. Хорошо, когда у школы есть богатые шефы и все вопросы можно решать без привлечения родителей. А если нет? Тогда, конечно, нужно просить родителей.

- Как вы считаете, можно ли говорить о том, что, несмотря на прописанную в Конституции норму о бесплатном образовании, образование на самом деле таковым не является, раз в конечном счете за все приходится платить?

- И в первую очередь за знания, ведь их приходится покупать у репетиторов, т.к. школа не дает того, что нужно. Я считаю, что каждый поступивший в вуз обязан не школе, а репетитору, услуги которого сегодня стоят больших денег.

- А что может произойти, если родители не выплатят нужную сумму?

- Когда два человека в нашем классе не сдали деньги на выпускной, я посчитала необходимым не ставить об этом в известность классного руководителя. Не знаю, как бы он отреагировал на это, но я решила: не должна об этом говорить, чтобы это хоть как-то не сказалось на детях.

- Практика подношения подарков учителям насколько распространена?

- Я лично никогда не делала никаких подарков. Позволить себе такие вещи я смогла, только когда мой сын закончил школу. Мне трудно судить о том, насколько распространена эта практика, но обычные человеческие слабости не чужды учителям, тем более учитывая уровень их благосостояния.

Моя приятельница, вернувшись из Москвы, всегда приглашала к себе домой учителей, чтобы кому-то подарить баночку кофе, кому-то кофточку…

- Это решало какие-то проблемы?

- Да, решало. Тут никого нельзя винить. Учителя - это обычные люди со слабостями.

- Если бы не было родительской помощи, государство перестало бы рассчитывать на родительский кошелек и принялось бы финансировать школу в нужном объеме?

- Может быть… Но ведь дефицит бюджета не только в образовании, но и в здравоохранении. Куда ни глянешь, везде дефицит…Поэтому не знаю, стало ли бы государство обеспечивать школы в нужном объеме. Но я бы не смогла быть спокойной, зная, что мой ребенок учится в неотремонтированном классе, и ему чего-то не хватает. Даже если это «что-то» должна обеспечить не я, а государство.

СПРАВКА «БелГазеты». Алла Горбачева родилась в Могилевской области, окончила физико-математический факультет Могилевского педуниверситета. Работала в школе учителем математики, педагогом-организатором по месту жительства при ЖРЭО. Сегодня занимается бизнесом. Замужем, имеет сына.

Беседовала Марина ГУЛЯЕВА
Добавить комментарий
Проверочный код