Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№14 (584) 09 апреля 2007 г. Экономика

Требуйте отстоя

09.04.2007
Изменения в пивной рекламе

Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе парламент принял во втором чтении законопроект «О рекламе». Несмотря на то, что в конце прошлого года президент заявил, что, «возможно, не поддержит» самые жесткие, по оценке белорусских пивоваров, ограничения на рекламу пива в СНГ, однако, по информации «БелГазеты», положительная резолюция главы государства на готовящийся закон уже есть.

В соответствии с законопроектом пиво становится алкогольным напитком, хотя по существующей в стране классификации им не является. Это подтверждает и сам нормативный акт, в котором пиво и слабоалкогольные напитки выделены в отдельную графу. Тем не менее ограничения на рекламу пива фактически идентичны запретам на рекламу алкоголя.

Отечественные пивные бренды, только приступившие к борьбе за потребителя, не должны присутствовать в аэропортах, портах, на вокзалах (за исключением расположенных на их территории стационарных торговых объектов общепита).

Белорусское пиво, которое должно ежегодно прирастать в соответствии с госпрограммой развития отрасли, запрещено рекламировать на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена, транспортных средствах (в т.ч. находящихся в личном пользовании граждан), на плакатах, стендах, световых табло и других средствах наружной рекламы. По сути, запрещена вся наружная реклама пива.

Как и в отношении алкоголя, пивная реклама не должна использовать образы людей или животных, в т.ч. рисованные, мультипликационные и вообще «образы», внушающие, что «потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека», «что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды».

Лучшего подарка от законодателей пивовары к началу сезона получить не могли. Закон должен вступить в силу спустя шесть месяцев после официального опубликования, так что нынешний сезон производители еще смогут отработать в рамках прежнего законодательства. Однако в конце года условия продвижения продукта будут кардинально изменены, а следующий год отнюдь не станет пиковым для отрасли, если отталкиваться от госпрограммы ее развития.

Новшества в законе «О рекламе» являются типичным примером «нестабильного законодательства», о чем постоянно говорят иностранные инвесторы и представители международных финансовых организаций. По мнению экспертов «БелГазеты», эту «нестабильность» можно оценить как поддержку со стороны государства: «Иностранным компаниям, которые придут на рынок, будет сложнее создавать свой бренд».

Как полагает председатель правления СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» Сергей Левин, «этот закон самый жесткий не только в СНГ, но, думаю, и в Европе. Хотелось понять: какие существуют причины для принятия столь жесткого закона? Уверен, что большинство депутатов, проголосовавших за него, просто не понимают, что они приняли самый жесткий закон в Европе, ограничивающий рекламу пива. Почему в стране, где самое низкое в Европе потребление пива, принимается самый жесткий закон? Разработчики этого документа, представители заинтересованных ведомств обязаны ответить на этот вопрос. Но, скорее всего, этого не произойдет: у них нет ответа. Они просто никогда не задавались этим вопросом».

Отвечая на вопрос, как законодательные новшества скажутся на стратегии компании, которая «ставит перед собой амбициозные планы», Левин заявил, что «не будет делать истеричных заявлений», но «закон, безусловно, скажется на потреблении пива. Чем будет заполнен этот вакуум? Водкой, некачественными винами? Не знаю, но уверенно можно говорить, что белорусское общество, с т.з. потребления пива на душу населения, еще больше отстанет от среднеевропейских стандартов».

С опасениями ждут производители и президентского декрета о реализации алкогольных напитков. В законопроекте запрещается реализация пива в киосках, продажи через которые составляют не менее 30% в общем объеме.

Как сказал гендиректор ОАО «Оливария» Николай Дудко, «наша компания и непосредственно наши акционеры (ЕБРР и пивной холдинг BBH. - М.Г.) воспринимают эти два законопроекта, о рекламе и реализации пива, как существенные риски для развития. Если в прошлом году рынок вырос на 25%, то с принятием этих документов падение составит около 8%. Перспектива очень тревожная, ведь белорусские производители только вышли на какой-то технологический уровень, у них появились возможности для рекламы - и теперь эти возможности перекрывают».

Планируемые ограничения, говорит первый замгендиректора «Оливарии» Аудрюс Микшис, вызывают вопросы на фоне резко возросшего импорта пива: «За январь импорт вырос на 75%! И после того, как в марте сняты вообще все ограничения на импорт, понятно, что он будет расти еще больше. Никто не спорит, что конкуренция все расставит по своим местам, но пусть бы государство не препятствовало своим же производителям в этой борьбе. Не надо превращать Беларусь в страну импортного пива!»

Условия конкурентной борьбы для белорусских производителей отягощаются еще и ценами на ячмень, которые колеблются в пределах $240-270 за 1 т, т.е. вдвое выше цен урожая прошлого года. Заводы могли бы работать с таким ячменем, если бы своевременно был разрешен его импорт. Пока все крупные заводы заявляют, что цены на сырье не скажутся на конечной цене продукта. Как сказал гендиректор ОАО «Крынiца» Григорий Петкевич, «наше предприятие не планирует роста цен в текущем году, хотя это, безусловно, скажется на финансовых результатах».

По словам Сергея Левина, «сегодня мы находимся за пределами рентабельности. Мы считаем нынешние цены на ячмень спекулятивными, что объясняется недостающим предложением на европейском рынке, но наиболее важная причина того, что белорусские пивовары вынуждены покупать ячмень по самой высокой цене, - несвоевременные действия правительства. Но мы приняли решение: потребитель не должен почувствовать этого спекулятивного роста цен».

На минувшей неделе столичная мэрия поздравила производителей пива с началом сезона. На планерке в понедельник мэр столицы потребовал запретить реализацию пива на центральных проспектах города. В управлении потребительского рынка с нескрываемым раздражением отнеслись к просьбе корреспондента «БелГазеты» уточнить эту информацию и заявили, что «вопрос только прорабатывается, окончательного решения пока нет».

По информации «БелГазеты», прозвучавшая «рекомендация» немедленно была воспринята как задокументированный приказ (последний, скоре всего, так и не появится). Пиво уже исчезает с весенних проспектов города. Лучше крепче, чем слабее, лучше за углом, чем за столом.

ГЕНДИРЕКТОР ОАО «КРЫНIЦА» ГРИГОРИЙ ПЕТКЕВИЧ: «РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ ЗА СЧЕТ КРЕДИТОВ - САМОУБИЙСТВО»

- По итогам прошлого года «Крынiца» вместе со своими филиалами произвела 15,8 млн. дал пива - на 9,2% больше, чем в прошлом году. Вы удовлетворены результатами?

- Мы сделали то, что планировали, и потому, конечно, удовлетворены. Но нынешний год будет очень непростым для завода: рынок растет, а «Крынiца» со своими на 100% загруженными мощностями отстает от развития рынка. Поэтому самая главная проблема - не потерять место на рынке. Но дальнейшее развитие завода за счет кредитных ресурсов очень ограничено. Сегодня мы можем прокредитоваться только на 8 млн. евро, что уже обосновали «Приорбанку». Это позволит лишь к концу сезона ввести новые мощности на 3 млн. дал, т.е. к концу III квартала мощности «Крынiцы» составят 18 млн. дал. Но весь сезон мы будем работать с прежними мощностями.

- За год вы уже потеряли около 10% рынка. Какова стратегия предприятия в борьбе за сохранение позиций?

-
Пивная отрасль - одна из самых рентабельных в мире. Наверное, именно на примере развития пивоварения мы пройдем опыт жесточайшей конкурентной борьбы. Хотя в ней не всегда используются добросовестные методы. Речь идет о демпинге со стороны некоторых производителей, когда в межсезонье на рынке появляется дешевый продукт за счет сверхприбылей.

- В этой ситуации рынок нуждается в каких-то механизмах регулирования?

-
Регулировать рынок - бесперспективное занятие, за ним нет будущего для отечественного производителя. Эта ситуация была приведена всего лишь в качестве примера, демонстрирующего, как непроста конкурентная борьба.

Со второй половины апреля мы начинаем активную кампанию по продвижению своего продукта - через наружную рекламу, СМИ, места потребления пива.

- Расходы на рекламу вырастут или останутся на прежнем уровне?

-
Планируем увеличить их не менее чем в 1,5 раза. Пиво является хорошей альтернативой крепкому алкоголю, принципиально иным удовольствием и качеством отдыха. Единственный «минус» - проблемы сервиса. Нас часто упрекают, что, мол, везде увидишь человека с бутылкой. Но это другая проблема! Почему торговля не пытается решать ее? Как будто заводы виноваты в том, что люди пьют пиво из бутылок. Полнейший перекос!

Надо ставить задачи перед торговлей: если ты имеешь предприятие в центре города, то, будь любезен, обеспечь хороший сервис для потребления пива. Производители и так очень много делают: сегодня мы разрабатываем новый дизайн летних кафе - из натурального дерева, на 120 посадочных мест. Кроме того, задумываемся над стационарной сетью пабов. Но этим всем не должны заниматься только заводы!

- Каково ваше видение развития сырьевой базы для пивоварения?

-
В нынешнем году с учетом конкурентной борьбы одна из важнейших задач «Крынiцы» - обеспечить стабильное качество продукции. Благодаря качеству мы твердо рассчитываем сохранить свое место на рынке. Сырьевая программа для нас одна из важнейших. В договорных обязательствах с поставщиками сырья мы предусмотрели ряд конкретных мер, организовали учебу специалистов - благодаря этому рассчитываем получить более качественный урожай. Если грамотно авансировать будущий урожай, не бездумно вваливать средства, а целевым путем, то можно рассчитывать на успех.

- Каким бы богатым и качественным ни был урожай ячменя, нужно ли ограничивать его импорт?

-
Жестких ограничений быть не должно. Свой ячмень экономически выгоднее, но если ячменя нет, его нужно приобретать там, где он есть, и приобретать вовремя. Проблемы прошлого года показали, что за излишнее регулирование заплачена дорогая цена.

- Вопрос привлечения иностранных инвестиций на «Крынiцу» должен был решиться в конце года, потом назывались другие сроки - март. А недавно, как сообщают информагентства, на собрании акционеров завода председатель правления «Приорбанка» Сергей Костюченко сказал, что «банк будет контролировать деятельность предприятия еще полтора года», после этого - «может быть, привлечет иностранного инвестора». Приход инвесторов на «Крынiцу» откладывается?

-
Это неверно понятая фраза, выдернутая из контекста. Наоборот, «Приорбанк» инициирует скорейший приход инвестора. В бизнес-плане завода заявляется о немедленном привлечении иностранных инвестиций не менее чем на 25 млн. евро. Развиваться дальше за счет кредитов - это самоубийство, существуют очень серьезные риски по их возврату. Развиваться так, как сегодня, вкладывая по 7-8 млн. евро в год, абсолютно бесперспективно. Мы потеряем завод за два года. Нам нужно немедленное развитие, которое предполагает увеличение мощностей минимум в 2 раза - до 28-30 млн. дал. Вот тогда мы сможем бороться с любым конкурентом. Если не решим проблему привлечения инвестора хотя бы до середины июня, «Крынiца» потеряет следующий год. Потому как в следующем году мы должны прибавить не менее 10-15%. Как это сделать, если за счет кредитов мы сможем развить мощности только до 15 млн. дал?!

- К «Крынiце» проявляют интерес три международные компании, две сделали серьезный аудит. Почему процесс не развивается?

-
Насколько я понимаю, сегодня идет долгий процесс согласования механизма привлечения инвестора. Будет это инвестиционное соглашение или инвестиционный конкурс? Вопрос пока не решен. Но в ближайшие месяцы должен быть не только определен механизм привлечения инвестора, инвестор должен уже работать на заводе. Без дальнейшего развития, которое предполагает прямые инвестиции в производство, мы потеряем и национальный бренд, и все то, что смогли наработать за эти годы.

На стадии обсуждения и вопрос продажи части госпакета акций.

- Государство должно сохранить за собой контрольный пакет?

- Лично я полагаю, что на первом этапе необходимо сохранить контрольный пакет за государством. И, судя по предварительным встречам с инвесторами, эта идея их совсем не отталкивает.
Добавить комментарий
Проверочный код