Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (582) 26 марта 2007 г. Личный вкус

Выбор ветра

26.03.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

Для хорошего полета главное - выбрать правильный ветер. Это знают бабочки и камикадзе - персонажи программной картины (4,8х3,5 м) 33-летнего минского художника Александра Некрашевича. Его гигантский холст так и называется - «Выбор ветра» (2005). Неподвижно сидят камикадзе перед своим первым и последним полетом. Неподвижно сложили крылья бабочки «мёртвая голова». Выбирают ветер.

С самим автором дело обстоит ровно наоборот: ветер выбирает его, причем южный, украинский. Персональная выставка молодого (молодыми, как мне объяснили в нашем Национальном художественном музее, у нас считаются художники до 50 лет) художника «Выбор ветра» открылась в Киеве 15 марта в молодой и амбициозной в самом похвальном смысле этого слова галерее «Коллекция».

Киевляне пригласили Александра Некрашевича, выбрав его из 4 предложенных минской «Подземкой» кандидатур. Как некий мистический знак, подтверждающий правильность выбора (ветра? галереи? художника?), многие восприняли то, что в разгар вернисажа на плечо автора села невесть откуда взявшаяся крупная ночная бабочка, очень похожая на тех, что изображены на нескольких картинах Александра (символический момент зафиксирован фотоаппаратами и видеокамерой).

В киевских арт-событиях последних двух лет просматривается тенденция: украинские коллеги-галеристы хотят белорусских художников, стремятся их привлечь, они там интересны. Перед Александром Некрашевичем в «Коллекции» с большим успехом выставлялся Руслан Вашкевич. Прошло несколько выставок минчан и в других галереях. До сих пор вспоминают проект BOLOTO Empire группы белорусских художников (начало 2005г.) в киевском Центре современного искусства. И многие теперь специально пришли «на белоруса», ожидая чего-то… В общем, просто ожидая.

Представляют наших украинской публике гораздо круче, чем это может себе позволить любая из минских галерей. В целом, конечно, ничего особенного: всего лишь так, как должно быть. И как бывает очень редко в нашем профессионально-художественно-галерейном пространстве. Что, одновременно и приятно (радуешься за конкретного человека, художника), и обидно: любой из наших галерей слабо издать к каждому проекту каталог такого уровня, который позволяет себе «Коллекция», а также сделать грамотную PR -кампанию такого масштаба, каковая имела место и в данном случае. Все это - информация к сравнительному размышлению, итоги которого говорят не в нашу пользу.

«Я чувствовал себя настоящей звездой, - озадаченно признался Александр Некрашевич. - Полосные материалы в газетах и журналах, все каналы телевидения… Я устал от интервью, я не привык к такому вниманию. И удивлялся, что мои работы могут быть вот так интересны вот такому количеству людей». Глядя в грустные, серьезные глаза Александра, трудно заподозрить его в кокетстве. И все же его работы пахнут успехом, и художнику не раз должны были бы об этом сказать.

Этот запах заставил меня остановиться два года назад перед картиной (тоже немаленькая - 1,5х2 м) неизвестного мне тогда автора. Размер холста, огромный по сравнению с исходным изображением (памятная настольная или настенная фотография участников удачной охоты на бенгальского тигра), делал постановочную сценку такой значительно-ритуальной, такой зловеще-торжественной, такой двойственно-символической… Живые - как мертвые, мертвый - как живой. Маленькая смерть стала большой Смертью.

«За раскрытие темы здесь надо бы дать первую премию», - сказала я коллегам по жюри выставки-конкурса «Эрос и Танатос». Этот золотой триумф смерти пронзил мне сердце, как и бедняге-тигру, любовно пущенной стрелой. Или пулей. Неважно. - «Кто это сделал?» - «Александр Некрашевич», - так было названо незнакомое мне до сих пор имя. «Еще и некра-… Это знак!» - подумала я.

Но работе «Из Индии с любовью» тогда дали только диплом. Первую премию не дали никому, а меня сочлены жюри, кажется, молча осудили за падкость «на красивости». И правда, у Некрашевича что Эрос, что Танатос, присутствующие так или иначе практически во всех работах, - просто нет сил какие эффектные и элегантные. Такое консервативное и даже старомодное сейчас свойство этого художника, как вкус, а также хорошее образование и личностная зрелость не позволяют ему игнорировать толстый слой токсичной копоти, покрывшей тему Любовь-Смерть за последние несколько тысячелетий…

Минский художник Александр Некрашевич - несомненно, один из самых заметных и многообещающих в своем поколении. И убедиться в этом легко и просто, съездив в Киев до 12 апреля.
Добавить комментарий
Проверочный код