Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Сеть бутиков обуви и аксессуаров. Производство обуви
tradeitaly.ru
Спецрегион Меркурий, купите сейчас. В наличии, доставка
elma-market.ru
№12 (582) 26 марта 2007 г. Экономика

Давальцы и недавальцы

26.03.2007
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Меры, предусмотренные в президентском указе N117 от 1 марта, оказались явно недостаточными для загрузки мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Выделенные на эти цели субсидии так и не превратили экспорт нефтепродуктов из РБ в прибыльное занятие, а из-за возросших акцизов их реализация на внутреннем рынке опять стала убыточной. Но неудача не смутила органы госуправления. В ответ на вызов, брошенный рынком, подготовлен проект нового указа, который, согласно сообщению «Интерфакса», предусматривает двукратное увеличение субсидий - с $24 до $48 за 1 т.

Пока в администрации белорусского президента размышляют над новым законопроектом, российские давальцы грозят во II квартале текущего года превратиться в недавальцев. Первое известие об этом пришло две недели назад. На днях представитель некоего отраслевого органа госуправления Беларуси подтвердил «Интерфаксу»: «Давальческая схема переработки нефти в республике убыточна. В этой связи белорусские НПЗ могут остаться без давальческой нефти с апреля, если до конца марта не будет принято решение по созданию условий для положительной рентабельности нефтепереработки». При этом аноним пояснил, что проблема убыточности процессинга «усугубилась после более чем двукратного повышения ставки акцизов с 1 марта практически до уровня, действовавшего до 1 января 2007г.».

Указ N117 готовился на базе рыночных условий нефтепереработки, сложившихся в феврале. Введенная им субсидия в размере $24 за 1 т должна была покрыть убытки в размере «$17-19 на 1 т» и обеспечить российским поставщикам прибыль при процессинге в сумме $7 за 1 т или по $1 за бочку (баррель) нефти. Так бы и получилось, если бы компаниям выплатили субсидии. Но, по информации «Интерфакса», в указе не был установлен «срок и механизм предоставления субсидий за февраль». Вот что, оказывается, скрывали авторы законопроекта под грифом «для служебного пользования» : не таинственную сумму компенсации, а строки, свидетельствующие о недостаточной проработанности документа. Видимо, очень торопились.

На отработку проекта нового указа времени было отпущено еще меньше. С начала марта из-за акцизов, восстановленных практически в прежних объемах, совокупные убытки российских поставщиков выросли до размеров российской экспортной спецпошлины - $53 на 1 т. Очевидно, что даже субсидия в $48 за 1 т не может компенсировать потери и тем более гарантировать прибыль «давальцам». Вот они и отказываются один за другим от поставки нефти на условиях процессинга, не желая «подвигаться в цене», как рассчитывали первый вице-премьер Владимир Семашко и вице-премьер Андрей Кобяков. Пока в этом виде бизнеса остаются «Славнефть» и «Роснефть».

Чтобы не растерять последних поставщиков сырья и стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, правительству следует установить на апрель размер полноценной компенсации не менее $60 в расчете на 1 т нефти. При этой величине субсидии потребовалось бы выделить $120 млн. бюджетных доходов для обеспечения НПЗ 2 млн. т нефти, необходимых им для ежемесячной производственной загрузки. Однако такой размер компенсаций давальцам правительство пока не предлагает, хотя свободные средства в бюджете есть. И немалые. Госбюджет стал получать дополнительный доход, после того как белорусско-российские экспортные пошлины на нефтепродукты были унифицированы. Профицит бюджета в январе составил Br1 трлн. ($466,6 млн.).

Между тем зампред концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко подтвердил «Интерфаксу», что для ежемесячной закупки нефти в объеме 1,8-1,9 млн. т решено прибегнуть к помощи иностранных кредитов, за счет которых будут сформированы недостающие (в связи с отказом российских поставщиков от процессинга) оборотные средства белорусских НПЗ на $400 млн. Но у закупки нефти на кредитные деньги есть один существенный недостаток: производственные издержки заводов с учетом процентов за кредит возрастают еще на $50 млн., поскольку цена 1 т нефти увеличивается до $245-250. В этом случае дополнительные расходы в расчете на 1 т нефти составят $22,5.

После этого можно будет похоронить надежды НПЗ на достижение положительной рентабельности нефтепереработки и соблюдение нормативного срока окупаемости средств, вложенных в их модернизацию. А в свете российско-белорусского соглашения, предусматривающего ежегодный рост спецпошлины, дальнейшая модернизация белорусских НПЗ вообще может утратить смысл. И тогда уже правительство будет избавлено от необходимости выбирать, когда и кому продавать акции НПЗ. Они не смогут производить конкурентоспособную продукцию до тех пор, пока не перейдут в руки российских олигархов. Было бы наивно считать, что Москва ввела рыночные условия поставки нефти в РБ только ради раздела доходов от экспортных пошлин.

Впрочем, как показывает украинский опыт, этот сценарий тоже не служит гарантией полноценного использования белорусских нефтеперерабатывающих мощностей. На Украине давно уже выгоднее импортировать нефтепродукты из РФ, чем производить свои. И поскольку государство не дотирует нефтепереработку, четыре из шести НПЗ стоят. Выживают только те, владельцы которых вложили большие деньги в модернизацию и где идет постоянная работа по повышению эффективности производства. Но даже этим заводам с каждым днем становится все труднее конкурировать с импортными продуктами. И если государство не предпримет защитных мер в виде пошлин и тарифов, то, по оценкам украинских экспертов, уже в текущем году может встать вопрос о целесообразности ведения этого бизнеса на Украине.

Белорусское правительство имеет шанс избежать подобного развития событий, если не поскупится на компенсации, размер которых всегда должен опережать размер спецпошлины долларов эдак на 7 в расчете за 1 т. Этого будет достаточно, чтобы ликвидировать убытки от внутренней реализации и обеспечить прибыль от процессинга в размере не менее $2 за бочку. Давальцы будут сыты. Бюджет тоже не обеднеет, если поделится резко возросшими доходами от экспортных пошлин и акцизов и тем самым облегчит налоговое бремя нефтепереработчикам.

Но премьер Сидорский попытался решить эту коммерческую проблему более привычным способом, предполагающим использование административного давления на российских поставщиков. В ответ на белорусскую жалобу раздалось: «Мы так глубоко не углубляемся в отношения коммерческих компаний». Столь деликатной фразой глава российского правительства Михаил Фрадков дал понять своему коллеге, что не царское это занятие - вмешиваться в бизнес.
Добавить комментарий
Проверочный код