Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Выход на Рынок Forex. Лента новостей, аналитика и прогнозы Рынка
multiprulin.com
№12 (582) 26 марта 2007 г. Дом

Дома в шахматном порядке

26.03.2007
Архитектурные тенденции начала тысячелетия

Ася КАЛИТИНА

В прошлом выпуске «Дома» «БелГазета» писала о тенденциях развития ландшафтной архитектуры, продемонстрированных на недавней международной конференции «Новые тенденции в архитектуре начала III тысячелетия» во Флоренции. В продолжение темы о тенденциях развития архитектуры и проблемах союзов архитекторов стран Центральной и Восточной Европы корреспонденту «БелГазеты» рассказали архитекторы Дмитрий СОЛОКОВ и Андрей ХВОРИК.

- Насколько громкое название конференции «Новые тенденции в архитектуре начала III тысячелетия» было оправдано? Представленные проекты действительно охватывали все тенденции, по которым в начале сегодня развивается архитектура?

Д.С.: - Не думаю. По большому счету, все участники конференции просто показали свои текущие проекты: кто над чем работает. Например, мы привезли выставку работ молодых белорусских архитекторов, а также проекты творческой мастерской Воробьева.

А.Х.: - То, что представили наши коллеги из Восточной Европы, в основном было сделано под влиянием проектов западных архитекторов: это расхожие штампы, ставшее уже стандартным, растиражированное построение объема здания. Но были и неожиданности. Например, польские архитекторы представили очень необычные интерьерные решения, отличавшиеся прагматизмом, простотой и чистотой идеи. Очень нетривиально было решено пространство: какие-то колонны, лестницы и чистые плоскости. В этих интерьерах не было сумбурности и излишней новороченности, была видна идея.

- Т.е. одна из тенденций, заявленных на конференции, это тяготение к минимализму?

Д.С.:
- Да, хотя здесь нельзя говорить обо всей архитектуре: она гораздо шире.

- Насколько широко в рамках конференции были представлены тенденции развития коттеджного строительства?

Д.С.:
- К сожалению, проекты коттеджей - деревянные домики, кирпичные усадьбы - были в основном представлены с нашей стороны, со стороны белорусского клуба молодых архитекторов. Маститые профессионалы, мэтры - председатели союзов архитекторов различных стран - сегодня чаще занимаются большими комплексами. Они заняты в градостроительстве и представляют работы международного уровня. Россияне, например, привезли во Флоренцию выставку победителей фестиваля зодчества с такими проектами, как музей современного искусства, аэропорт во Внуково.

А.Х.: - Я помню даже какой-то поселок, возможно, коттеджный (работы одного из московских молодых архитекторов) был сделан под промзону. Но потом, когда присмотришься внимательнее, понимаешь, что это пространство для жизни: трех-четырехэтажные домики с замкнутыми дворовыми пространствами, квадратными «колодцами», расставленные в шахматном порядке.

- Это дань моде? Сегодня Европа активно использует фабрично-заводские элементы застройки, переделывая их под жилые здания…

А.Х.:
- Нет, это не реконструкция промзоны под жилую, проект был реализован на «чистой» территории. Это сознательное использование новой интересной формы. Очевидно, автор хотел придать кварталу другую эстетику, чтобы поселок формально выглядел, как промзона.

- Есть мнение, что в архитектуре, как и в моде, все стили и направления уже придуманы, и поэтому дизайнерам в новом тысячелетии остается черпать свое вдохновение в прошлом…

А.Х.:
- Я бы не стал так утверждать. Многое из архитектурного наследия возвращается, но в стилизованном виде. Это могут быть и фрагменты, цитаты, вставленные в современные здания в формате «один к одному». Например, в Берлине, где мы также побывали, на Потсдамерплац есть интересные решения зданий: стеклянный фасад - и вдруг из него «торчит» восстановленная двухэтажная постройка XVIII в. Очень неожиданно!

Д.С.: - Кстати, Берлин, если говорить о тенденциях III тысячелетия, представляет собой Мекку для архитекторов, это своего рода музей современного зодчества, в котором можно найти произведения любого всемирно известного архитектора.

- Насколько, судя по проектам, представленным во Флоренции, сегодня востребована национальная архитектура: деревянные постройки, соломенные дома?

Д.С.: -
Восточную Европу скорее интересуют вопросы организации городской среды. Так, поляки представили на суд архитекторов жилые комплексы, коллеги из Белграда - схему метрополитена… Тенденции, по которым развивается современная европейская архитектура, - это реконструкции городов. Например, итальянские коллеги показывали нам свои текущие проекты: рядовая архитектура, ничем не примечательная, не выбивающаяся из общепринятых рамок. Мы стали советовать: «А почему бы вам не сделать так-то или не добавить этого…» О нет, говорят: «У нас это запрещено, городская среда строго регламентирована, и мы ничего не можем сделать». Городские власти не отступятся от принципов сохранения культурного наследия ни на йоту. Закон не писан только для таких звезд, как Ренце Пиано. Все остальные архитекторы работают в жестких рамках: им просто не позволено проектировать иначе.

- Однако в Восточной Европе сегодня работает немало западных архитекторов, которым позволено гораздо больше…

Д.С.: -
Это связано с тем, чтотуда полились западные инвестиции. Естественно, западный инвестор выберет для своего проекта не местного архитектора, а земляка, в котором уверен. На конференции представители союзов сетовали на то, что архитектурное сообщество дезорганизовано, союзы архитекторов фактически перестали выполнять организующую роль. И это позволило западным коллегам «отодвинуть» местных профессионалов.

- А что плохого в том, что западный архитектор привнесет свое видение в городскую среду, сможет добиться от чиновников возможности строить не «как все» ?

Д.С.: -
Тут можно спорить, хорошо это или плохо. Простой пример. В Минск приехал Церетели, чтобы поставить здесь памятник, который проектировал совсем для другого города. Должен был быть Колумб, но не получился - примите Петра I. Это хорошо? Не очень! Есть свои минусы в том, что архитектурное сообщество отстраняется от решения каких-то важных вопросов. Поэтому еще одна тенденция, отмеченная в рамках конференции, - стремление сохранить в архитектуре черты, присущие национальным архитектурным школам. Это и есть реакция на проникновение западной архитектуры в восточноевропейскую среду.
Добавить комментарий
Проверочный код