Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№12 (582) 26 марта 2007 г. Автостоп

Коробка преткновения

26.03.2007
«Чтобы не тратить деньги, Н. взял молоток…»

Елена АНКУДО

Доказать правоту в споре с компанией или госструктурой непросто. А бывает и наоборот: предприятие обманывает его же клиент. Ставка в игре высока. А возможность доказать свою правоту бывает далеко не всегда.

Это случилось в Минске, в районе Староборисовского тракта: автомобиль Volkswagen Bora получил повреждения, требующие дорогостоящего ремонта. К радости владельца, руководителя крупной фирмы Н., автомобиль был застрахован по каско в страховой компании «Альвена». Оформление ДТП с помощью инспектора ГАИ, подтвердившего, что коробка передач треснула в результате столкновения с крупным камнем, помогло добиться от компании страховой выплаты в Br5,5 млн. Машина получила новую коробку, а страховая компания - старую. Последнее обстоятельство позволило взглянуть на ситуацию по-новому: уважаемого клиента заподозрили в страховом мошенничестве.

Сомнения подтвердились: суд признал клиента виновным в мошенничестве и удовлетворил иск «Альвены» в полном объеме - более Br7 млн. О том, как развивались события, рассказывает начальник юротдела «Альвены» Тарас ДМУХАЙЛО, который участвовал в судебных разбирательствах в качестве представителя гражданского истца.

«Страховой случай заинтересовал сотрудников компании в день сообщения Н., - рассказывает наш собеседник. - В то время по ряду случаев проводилась проверка на предмет выявления страхового мошенничества. Особый интерес привлекла значительная сумма страховой выплаты: по сложившимся правилам, каждый такой случай подвергается тщательной оценке. Не буду называть наши методы и приемы: это профессиональная тайна. Отмечу только, что ими пользуются и западные коллеги».

Согласившись с протоколом ГАИ, компания перевела страховую сумму на СТО, где установили новую коробку передач. И приступила к собственному расследованию причин поломки.

«Со слов клиента, авария произошла поздно вечером, когда на улице уже было темно, - продолжает Дмухайло. -Н. пояснил: впереди его автомобиля ехал грузовик, из которого внезапно выпал камень. Водитель якобы понял это лишь поле удара. Выйдя из машины, он увидел в некотором отдалении камень, а под машиной - пролитое масло. Предположив, что он может потребовать страховую выплату, водитель вызвал ГАИ. Номер грузовика, естественно, он не запомнил».

Первым, кого просили подтвердить версию, стал инспектор ГАИ, подпись которого стояла в протоколе. Вспоминая подробности, он отметил, что в темное время суток ему было технически сложно определить причину повреждения коробки передач. «Осмотр коробки не дал большого результата, он просто посветил фонарем под днище».

Следующими, к кому направились сотрудники отдела регулирования убытков «Альвены», стали мастера СТО. Результат удивил: «По нашим данным, коробка была повреждена не в результате ДТП, а по желанию клиента». После проверки, которая заняла около месяца, сотрудники «Альвены» поделились своими сомнениями с правоохранительными органами. В качестве предмета исследования милиция получила опросы возможных свидетелей и старую коробку, которую, по просьбе компании, отдал пострадавший клиент.

«Это была самая рискованная часть нашей работы, - вспоминает Дмухайло. -Если бы у клиента возникло малейшее подозрение, он тотчас избавился бы от этой коробки. Но мы убедили его передать нам важный вещдок - якобы для отчетности. Получив объект исследований, милиция назначила автотехническую экспертизу».

Ее результаты позволили возбудить уголовное дело по ст. УК «мошенничество». По выводам экспертов, коробка передач получила повреждения не от камня, а от некоего тяжелого предмета, к примеру, молотка, которым ее ударили. Под давлением доказательств Н. признал вину. «До вынесения приговора наш клиент рассказал, что нанес поломку машине, рассчитывая на страховку. Это было нарушение: случай страховым не являлся. Страховые компании обязуются погасить ущерб, нанесенный лишь в результате ДТП, стихии или противоправных действий третьих лиц - угона, хищения, хулиганских действий и пр. Неисправность транспортного средства, повлекшая его выход из строя или поломку, не страхуется. Чтобы не тратить деньги, Н. взял молоток и ударил им по коробке передач. Коробка треснула, и Volkswagen поехал на место несуществующего ДТП».

Приговор был мягким: учитывая полное раскаяние обвиняемого и возмещение денежной суммы, полученной в нарушение закона, суд посчитал возможным вынести наказание ниже низшего предела. Вместе с деньгами страховая компания получила ценный опыт: «Пытаясь заработать, клиенты изобретают новые способы мошенничества, нам остается только стараться идти на полшага впереди».
Добавить комментарий
Проверочный код