Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№10 (580) 12 марта 2007 г. События. Оценки

«России это выгодно»

12.03.2007
«Элемент спонтанности» на $1,5 млрд.

Сергей ЖБАНОВ

На пресс-конференции по итогам визита в Объединенные Арабские Эмираты президент страны заявил, что в белорусской экономике «никакой катастрофы нет». Украина, оказавшись в прошлом году в аналогичной ситуации, как известно, не стала обращаться к России с просьбой о стабилизационном кредите. Но Беларуси российский кредит, по словам президента, «поможет не допустить в дальнейшем дестабилизации по каким-то направлениям экономики. И России это выгодно».

Впрочем, еще рано судить о том, насколько выгодное предложение поступило от белорусского руководства в адрес российского правительства. По крайней мере, в Москве с этим вопросом еще не определились и ждут прибытия на этой неделе белорусской делегации для консультаций, о чем сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак: «Сейчас мы должны понять, насколько сложна ситуация и насколько предоставление кредита является критичным для белорусской стороны». Пока, по его словам, ясно не многое: просьба носит «элемент спонтанности», а сумма кредита очень значительная и российским бюджетом на 2007г. не запланирована.

Александр Лукашенко аргументировал кредитную заявку предельно просто - высокими ценами на энергоносители и собственно предложением россиян взять кредит, сделанным еще в ходе зимних российско-белорусских переговоров. Однако если деньги нужны для финансирования дисбаланса белорусского бюджета, то тогда россиянам предстоит кредитовать его профицит, составивший в январе почти $500 млн. (16,6% к ВВП). А это уже чистая экзотика или профанация бюджетного планирования. Поэтому договаривающимся сторонам все-таки есть о чем поговорить в ходе предстоящего визита белорусской делегации в Москву.

Многие наблюдатели обратили внимание на то, что белорусское руководство впервые обратилось с крупными кредитными заявками (на несколько миллиардов долларов) не только в Россию, но и в страны Азии и Европы. При этом выдвигаются самые разнообразные цели кредитования - от необходимости стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и достижения положительного сальдо внешней торговли республики на 2007г. до технологической модернизации флагманов белорусской индустрии.

Тем самым потенциальным кредиторам подают вполне отчетливый сигнал о том, что в белорусской экономике не все ладно: с бюджетом, с внешней торговлей, с национальной валютой. К тому же, самые крупные отечественные предприятия остро нуждаются в капитальном обновлении основных фондов и производственных технологий. Это еще не катастрофа, тут президент прав. Но мысль о предкризисном состоянии экономики напрашивается.

Возможно, в Минфине и в Минэкономики хотели как лучше, создав обстановку конкуренции среди потенциальных кредиторов, но в результате может получиться хуже, чем обычно. Обостренная жажда денег, продемонстрированная правительством, может насторожить кого угодно и, как следствие, подтолкнуть кредиторов к более тщательному анализу состояния заемщика. И тогда первое, что бросится в глаза экспертам, - отсутствие темы структурных и рыночных реформ в перечне объектов кредитования. Возможно, это и станет ответом на недавно состоявшуюся в белорусских СМИ дискуссию о том, пойдет ли белорусское руководство на рыночные реформы под давлением высоких цен на энергоносители. И заодно четко продемонстрирует настроения кредитора, согласившегося кредитовать все что угодно, кроме рыночных преобразований в Беларуси.

В ходе зимних энергетических переговоров Москва объясняла необходимость повышения цен именно желанием подтолкнуть Минск к экономическим реформам. Более того, предлагала предоставить на 2007г. даже не кредит, а безвозмездную субсидию в размере $200-250 млн. на рыночные преобразования. Российское правительство было готово оплачивать реформирование белорусской экономики на протяжении нескольких ближайших лет. Но это предложение Минск не заинтересовало. Поэтому согласие России на выделение кредита Беларуси в $1,5 млрд. можно будет трактовать однозначно - помощь правительству дружественной страны в выполнении его текущих социальных обязательств перед населением и проведении отложенных на десятилетие экономических реформ.

Российские деньги избавят Беларусь от угрозы экономических катаклизмов на ближайшие год-два. Но потом Россия обязательно предъявит счет, поскольку отказалась от практики прощения долгов беднейшим странам СНГ. Об этом сообщил все тот же Сергей Сторчак: «Россия в своем взаимодействии со странами СНГ использует иные формы отношений - это долг в обмен на инвестиции». Вот тогда у ненадежного заемщика действительно не останется никаких вариантов возврата долга, кроме внеконкурсной и авральной распродажи своих «голубых фишек». Этот способ выколачивания долгов был с успехом апробирован Россией уже во многих странах СНГ. Беларусь, попав в подобную ситуацию, явно не станет исключением.

Весьма полезным может оказаться опыт Украины, руководство которой демонстрирует несколько иной стиль в процессе привлечения зарубежных заимствований. Сумма кредитов, обещанных Украине со стороны Евросоюза, не столь впечатляюща для белорусских аппетитов: всего лишь 500 млн. евро в течение 2007-10гг. Но цель куда более привлекательная и прогрессивная - совершенствование управления и демократических институтов, унификация законодательной системы со стандартами ЕС, сотрудничество в энергетике, сфере транспорта и охраны окружающей среды. И при этом никакой угрозы для проникновения иностранцев в ключевые секторы экономики.
Добавить комментарий
Проверочный код