Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№10 (580) 12 марта 2007 г. Экономика

Секрет китайского насоса

12.03.2007
Внешняя торговля-2006: импорт рулит

Ярослав РОМАНЧУК

Несмотря на все старания правительства, товарный импорт Беларуси в 2006г. взлетел на 33,6%. По итогам 2005г., когда этот показатель вырос всего на 1,5%, могло показаться, что программы импортозамещения сработали. Однако белорусский бизнес быстро адаптировался к новому порядку уплаты НДС, нашел другие каналы доставки товаров и способы оформления сделок - и все вернулось на круги своя. По всем 21 товарным группам внешнеторгового баланса зафиксирован существенный прирост импорта.

НЕФТЬ РФ, МОТОРЫUK, СТАНКИ КНР

В 2006г. товарная структура импорта существенно не изменилась, но есть основания говорить о ряде любопытных тенденций. Первенство минеральных продуктов в импорте еще долго будет непоколебимым. Их доля составила 33,4%, что только на 0,2 п.п. меньше, чем в 2005г. В физическом объеме ввезено 20,9 млн. т российской нефти (прирост по сравнению с 2005г. - 8,2%), а вот в стоимостном объеме импорт минеральных продуктов вырос на 32,5%, до $7,45 млрд.

Несмотря на рост цен на импортные нефтепродукты в 2006г. на 46,5%, страна импортировала их в физическом объеме в 2,2 раза больше, т.е. 1,23 млн. т на $485,1 млн. На это потрачено в 3,2 раза больше денег, чем в 2005г. Поскольку цены нефтепродуктов в России были ниже, чем экспортные цены белорусских нефтетрейдеров, то имело смысл импортировать нефтепродукты для внутреннего потребления. Львиная доля импортируемых нефтепродуктов (98,6%) ввезена из России.

Похожая ситуация - по черным металлам. В 2006г. Беларусь ввезла 3,18 млн. т черных металлов (на 23,7% больше, чем в 2005г.). Средняя цена 1 т - $451 (годом раньше - $429). Экспортировано 1,83 млн. т по $434 за 1 т (годом раньше - по $391). В условиях свободного рынка цены на металлы между нашими странами давно бы выровнялись.

Машины и оборудование традиционно остаются второй по объемам статьей импорта. В 2006г. ее доля увеличилась до 16,1% (в 2005г. - 15,5%). Приобретено товаров по этой статье на $3,59 млрд. - на 38,9% больше, чем годом раньше. По сравнению с 2003г. стоимостной импорт машин и оборудования вырос в 1,9 раза. Получая щедрую выручку, отдельные белорусские предприятия технически перевооружаются. Остальные закупают комплектующие и промежуточные товары.

Отметим увеличение более чем в 2 раза закупок в Британии двигателей внутреннего сгорания (4,8 тыс. шт.) и устойчивый рост импорта немецких двигателей (на 6,8% - до 10,3 тыс. шт.). По импорту насосов резко прибавили на нашем рынке итальянцы. На фоне уменьшения импорта из Германии на 86,4% импорт насосов от итальянцев в физическом выражении вырос в 15,3 раза. В 1,8 раза увеличился импорт насосов из Китая. Поднебесная стала также основным поставщиком металлообрабатывающих станков. В 2006г. она увеличила импорт в Беларусь до 8728 шт., что в 2,7 раза больше, чем годом раньше, и на 29,5% больше, чем мы в 2006г. закупили в России. Для сравнения: Беларусь экспортировала всего 4122 таких станка. Так что Китай начал активно вытеснять из постсоветских стран не только ширпотреб.

Таблица

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ОКОЛЕСИЦА

Лидер по темпам роста в десятке крупнейших статей импорта - транспортные средства. Стоимостной импорт товаров этой группы вырос на 49,8% и составил $1,45 млрд. - в 2,3 раза больше, чем в 2003г. Сказывается рост доходов населения и предприятий. В 2006г. белорусы купили 156,9 тыс. легковых автомобилей на $804,2 тыс., средний автомобиль обошелся в $5,1 тыс. Для сравнения: в 2005г. импортировано автомобилей на 19,5% меньше, а средний автомобиль стоил чуть меньше $4 тыс. В 2004г. белорусы купили за границей 88,7 тыс. авто, в 2003г. - 95,5 тыс., но тогда средний автомобиль обошелся в $2,6 тыс.

ПИЩЕПРОМ ПРОСИТ КОРМА

Несмотря на щедрую помощь селу, импорт зерновых культур постоянно растет: в 2006г. импортировано 593,5 тыс. т (на 6,9% больше, чем в 2005г.) на $110 млн. (на 15,4% больше). Это меньше, чем в 2004г. (833,9 тыс. т), но больше, чем в 2003г.

В свете конфликта с Россией по сахару импорт сахара-сырца в 2006г. резко сократился. Если в 2005г. закуплено 444,4 тыс. т (по $222 за 1 т), то в 2006г. импорт составил 218,2 тыс., но по $414,7 за 1 т.; 93,1% всего сахара-сырца закуплено в Бразилии, тогда как в 2005г. на эту страну приходилось 81,1% импорта данного товара. В 2002-03гг. страна закупала сахар-сырец по $226 за 1 т, в 2002г. - по $203. В 2006г. свой сахар некуда было девать. Почти 1 млн. т свеклы сгнил на полях и складах. Зачем в этой ситуации тратить более $90 млн. на сахар-сырец?

Особо отметим динамику импорта готовых пищевых продуктов. По сравнению с 2003г. в 2006г. мы потратили на товары этой группы на 43% больше денег. Мы на 37,5% больше купили продукции переработки овощей, фруктов и орехов, на 26,2% - алкогольных и безалкогольных напитков, на 16,9% - изделий из мяса, рыбы и ракообразных. При падении импорта сахара и кондитерских изделий на 1,6% мы допустили падение экспорта по данной товарной статье на 37,6%. Сальдо пока в нашу пользу, но оно стремительно приближается к нулю.

УГЛЕВОДОРОДНАЯ ЕВРООРИЕНТАЦИЯ

Уже более 5 лет подряд сокращается доля России в белорусском экспорте. Всему виной высокие цены на нефть, металлы и калийные удобрения, которые мы отправляем в дальнее зарубежье. По итогам 2006г. доля России в экспорте Беларуси сократилась до 34,7%. Вторым по величине экспортным партнером осталась Голландия - 17,7%. 97,8% - это нефтепродукты и нефть. Тройку призеров замыкает Великобритания. Не будь минеральных продуктов, ее доля в нашем экспорте была бы примерно такой, каков сегодня наш импорт из этой страны - 1%.

Очередной год подряд устойчиво растет белорусский экспорт на Украину. В 2006г. на нашу южную соседку приходилось 6,3% экспорта РБ. По сравнению с 2003г. доля Украины в нашем экспорте почти удвоилась. Стагнирует экспорт еще в три наши соседки - Польшу, Литву и Латвию. Почивая на нефтяных лаврах, мы не подумали о том, чтобы предложить нашим соседям не только сырье и нефтепродукты. Даже белорусские мясо-молочные товары до сих пор не смогли прорубить окно в Европу. Белорусские еврофилы говорят о переориентации белорусской внешней торговли на Запад. Доля ЕС в экспорте Беларуси в 2006г. в очередной раз повысилась и составила 45,5%. Это на 1,4 п.п. больше, чем годом раньше. В 2007г. сохранить такую специфическую евроориентацию будет трудно.

Россия изменила схемы поставки нефти в Беларусь и повысила цены. В результате Беларусь наверняка потеряет существенную часть экспорта и недосчитается валютной выручки. Компенсировать эти потери другими товарами в ближайшие годы едва ли удастся. Товаров, за которые европейские потребители готовы отдавать свои евро, наша плановая экономика производить не научилась.

Даже доступ на китайский рынок остается для нас несбыточной мечтой. Доля этой страны в нашем экспорте упала с 2,7% в 2005г. до 2% в 2006г., а доля импорта выросла с 1,7% до 2,5%. Если мы пустим на свой рынок еще и китайские товары, то половину промпредприятий точно можно записать в банкроты.

Основным торговым партнером РБ в 2006г. осталась РФ - 47,4% от всего объема товарооборота. На 2-м месте удержались Нидерланды - 8,8%. Украина и Германия имеют по 5,8%, Польша - 4,3%. Во внешнеторговом пространстве Беларусь продолжает лететь с одним крылом. Признаков появления второго, надежного и устойчивого, пока нет. Поэтому для Беларуси вдвойне опасно разрушение российского крыла.
Добавить комментарий
Проверочный код