Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№8 (578) 26 февраля 2007 г. Тема недели

Третья будет

26.02.2007
Директива об экономической безопасности

Ярослав РОМАНЧУК

11 марта 2004г. появилась директива N1. Она была посвящена общественной безопасности и дисциплине. 27 декабря 2006г. принята директива N2 - о дебюрократизации. На выходе - директива N3. Ее рабочее название «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства». В коридорах власти говорят, что она должна увидеть свет еще в феврале. Вырисовываются контуры новой экономической матрицы Беларуси: избавиться от энергозависимости от России и сделать прорыв в будущее на основе зажатых дисциплиной госпредприятий при помощи дебюрократизированного госаппарата в режиме жесткой экономии ресурсов.

В ОЖИДАНИИ НЭПА

Новая экономическая политика у старого белорусского правительства получается какая-то куцая. Даже большевики давали людям и бизнесу больше свободы. Правда, их прижало: царили голод и разруха.

Ситуация в Беларуси далека от той, которая толкала Ленина и Троцкого на компромиссы. Нет у нас напряжения времен польской «Солидарности» либо финансового краха Таиланда или Мексики. Экономика пребывает в состоянии, напоминающем постбрежневский - андроповский - период. Валютная выручка от продажи нефтепродуктов, металлов и удобрений еще есть. Кое-какие запасы в банках, предприятиях и бюджете аккумулированы. Резерв повышения цен и отдельных налогов сохраняется. Кредиторы в спину не дышат, и обвала финансового рынка от внезапного оттока капитала пока не будет.

Российский рынок закрывается, но довольно медленно. Такими же темпами растут цены на газ и пошлины на нефть. Резерв внутреннего покупательского спроса сохраняется. Явных факторов, которые бы заставили власти идти на перестройку, гласность и либерализацию, пока нет. Зато есть гнетущее чувство тревоги и неопределенности.

В 2006г. правительство делало вид, что тщательно готовится к новым взаимоотношениям с РФ. Совмин убедил Александра Лукашенко, что созданная система устойчива к внешним шокам. Премьер Сергей Сидорский жестко вел переговоры с российскими партнерами. Боролся за право остаться во властной обойме. И остался. Сейчас пришла пора доказывать, что белорусская модель, которую так часто хвалили доморощенные теоретики и практики, чего-то стоит. Чего-то она стоит, вот только ресурс ее начал истощаться на глазах.

КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕХОДИТ В БРАК

Динамика отдельных показателей января 2007г. убеждает, что не все хорошо в отечественной экономике. Сокращение золотовалютных резервов, повышение ставки рефинансирования (с 1.03.2007г. будет уже второе, до 12% годовых), отказ от кредитования в белорусских рублях рядом частных банков, скачкообразный рост цен на отдельные товары и услуги, взлет складских запасов и объема долгов перед бюджетом - все это на фоне не самого жесткого ценового сценария с Россией.

Совмин сам себя убаюкал отдельными макроэкономическими показателями, поспешив заявить о первых успехах 2007г.: росте ВВП в январе на 9,7% и инвестиций в основной капитал на 47,1% (!) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такого инвестиционно рекордного января в истории Беларуси еще не было. Правда, в 2006г. госбюджет по расходам исполнен всего на 92,7% при перевыполнении доходной части на 2,8%. Так что в январе тратили то, что не успели в декабре.

С количеством, валом проблем пока нет, а вот качество явно подкачало. За январь долги по платежам в бюджет выросли на 14,4%. Если на 1.01.2007г. складские запасы составляли Br2,54 трлн. (53,4% среднемесячного объема производства), то на 1 февраля они превысили Br3 трлн. (57,4%). Налицо увеличение объема замороженного капитала на Br465 млрд. Подобная ситуация происходила в начале 2005г., когда Беларусь переходила на новый режим уплаты НДС с Россией. За январь почти в 3 раза увеличились складские запасы азотных удобрений, в 2,4 раза - фосфорных, на 45,6% шин для грузовых автомобилей, на 46,7% мотоциклов, в 2 раза холодильников, цемента - в 4,2 раза, водки - в 2,6 раза. Запасы бытовых часов в 21 (!) раз превышают объем среднемесячного производства.

По сравнению с январем 2006г. упали физические объемы производства электроэнергии (-11,1%) и теплоэнергии (-25,9%), топочного мазута (-14,2%), стали (-2,7%), калийных удобрений (-5,8%), телевизоров (-39,5%), зерноуборочных комбайнов (-66%), клееной фанеры (-28,6%), бумаги (-20,3%), льняного волокна (-20,4%), сахара (-23.8%). Практически прекращен выпуск макаронных изделий: объем производства в январе сократился на 93,5% по сравнению с январем 2006г. Пока держится пищевая промышленность. Легпром тоже работает, но все чаще на склад. С учетом ухудшения положения банков, нервозности вкладчиков и растущего протекционизма России (сахар, транспортные перевозки, кондитерские изделия, телевизоры, холодильники и т.д.) развитие экономики в начале года явно не радует.

Тревоги добавляет рост цен. Индекс цен производителей промышленной продукции за январь взметнулся на 12,6%. Оплата услуг ЖКХ выросла на 12%, энерго- и газоснабжения - на 20%, отопления - на 14,3%. Цены в топливной промышленности взметнулись на 45,8%. С лагом в несколько месяцев этот рост наверняка почувствует население.

ТРЕВОЖНЫЕ МАЯЧКИ

(Сравнение динамики отдельных экономических показателей в январе 2006г. и 2007г., в % к соответствующему периоду предыдущего года) )



 



 

 

 

ДИРЕКТИВНЫЙ ОТВЕТ

Президенту не нужны дутые индикаторы. Курс рубля и цены при их помощи не удержишь. Вместо того чтобы утвердить секвестр расходов бюджета, правительство пошло по пути увеличения доходов, которые должны компенсировать потери от новой энергетической политики России. Выросли налоги с продаж. Новые индексы и коэффициенты привели к резкому росту земельного налога. Пересмотрены в сторону повышения таможенные пошлины. Повышены арендные ставки и другие платежи. Предприятия еще громче застонали от налогового и регуляторного пресса. Директива N3 явно не добавит им оптимизма.

Не меняя технологического уклада производства, надеяться на решение проблем энергосбережения нет оснований, хотя в проекте директивы справедливо перечислены многие проблемы экономики: изношенность оборудования и машин, материалоемкость, «бесхозяйственность, расточительство, разбазаривание госсредств, халатное отношение к труду, расхлябанность и недисциплинированность… »

Проект директивы предполагает, что до 1 мая Совмин представит президенту предложения «о создании государственной нефтяной компании по закупке сырой нефти и реализации готовых нефтепродуктов ». Даны указания до 2010г. заключить долгосрочные соглашения о поставке в страну топливно-энергетических ресурсов, в т.ч. на 20% - не из России. Для этого необходимо укрепить техническую базу, поставки организовать так, чтобы обеспечить население энергоресурсами «по доступным, стимулирующим энергосбережение ценам ». Директива предполагает создание Республиканской межведомственной комиссии по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов. Этот орган должен стать этаким энергетическим цербером.

В 2012г. не менее 25% объема производства тепловой и электрической энергии должно производиться за счет местных видов топлива и альтернативных источников энергии. Такую же цель ставят перед собой куда более состоятельные страны ЕС. До 1.12.2007г. должна быть разработана госпрограмма «Торф». Минлесхоз, концерн «Беллесбумпром» и другие органы власти призваны «комплексно решить вопросы заготовки, доставки и использования древесного топлива ». С 2008г. страна должна увеличить объемы «быстрорастущей древесины ».

К 2020г. Беларусь должна будет закупать из одной страны только 65% потребляемых энергоресурсов. К этому времени в РБ должна быть своя АЭС, ТЭС на угле, новые ГЭС малой и средней мощности, мини-ТЭЦ и производства биотоплива. Каждому предприятию будут доведены нормы по экономии ресурсов. А с 1.07.2007г. за заслуги в области энергосбережения должна быть внедрена система поощрения за экономию и бережливость. Перед Минтруда встанет нелегкая задача до 1.06.2007г. «установить зависимость оплаты труда руководителей госорганов от выполнения показателей по экономии ресурсов ».

Есть в проекте директивы и слабый намек на активизацию приватизации. Совмин и местные органы власти должны «активизировать продажу в установленном порядке неэффективно работающих малых и средних госпредприятий, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозобществ ».

Продолжая считать импорт врагом устойчивости экономики, власти планируют интенсифицировать борьбу с ним. В 2007г. директива предусматривает «экономию валютных средств за счет активизации импортозамещения, кардинального сокращения импорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, аналогичной производимой в РБ ».

Чтобы привить у белорусов навык энергосбережения, Минобразования обязано «обеспечивать воспитание у студентов и учащихся бережного отношения к госсобственности... » О просвещении чиновников на предмет преимуществ частной собственности в директиве нет ни слова.

Директива N3 представляет собой такой же набор деклараций и заклинаний, как и предыдущие, только на энергетическую тему. История убедительно доказала тщетность воззваний к совести и бережливости в рамках социалистической экономики. Действия властей, динамика финансовых показателей бюджета и предприятий говорят о том, что в ближайшие два года мы вынуждены будем еще раз в этом убедиться. Как и в первый раз, урок обещает быть болезненным и очень дорогим - для налогоплательщиков, вкладчиков и потребителей.
Добавить комментарий
Проверочный код