Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№8 (578) 26 февраля 2007 г. Тема недели

Приказано выжать

26.02.2007
«Экономика сработала так, как мы ожидали»

Сергей ЖБАНОВ

Обнародованные данные Минстата об итогах работы белорусской экономики за январь 2007г. не подтвердили чрезмерно оптимистичных ожиданий премьера Сергея Сидорского и его первого заместителя Владимира Семашко относительно темпов экономического развития в республике. Надежды на прирост ВВП на 13-14% не оправдались. Остается только догадываться, что стало причиной столь неоправданно завышенных ожиданий руководителей: то ли стремление выдать желаемое за действительное, то ли недостаточное знание положения дел в национальной экономике.

Реально белорусская экономика выдала в январе 2007г. 9,7% роста. Что, впрочем, тоже немало. Но утверждать, что «экономика сработала так, как мы ожидали», главе правительства явно не стоило. У Владимира Семашко чутье оказалось потоньше: он угадал темп развития Минпрома - 14%, но не более того, поскольку средние темпы прироста промпроизводства замедлились до 8,5% по сравнению с январем 2006г. Ни один из краткосрочных прогнозов первого вице-премьера в разрезе отдельных ведомств не сбылся: «Белнефтехим» обеспечил (по сравнению с январем прошлого года) вместо обещанных 6-7% прироста всего лишь 4,6%, «Беллесбумпром» - 3% вместо 7%, зато «Беллегпром» - 9,4% вместо 6,8%.

Из-за резкого снижения темпов роста в ряде ключевых отраслей промышленности с трудом удалось уложиться в прогнозные рамки. «Белгоспищепром» снизил производство на 8,3%, предприятия электроэнергетики - на 11,1% (в то время как в январе прошлого года они прибавили на 18,6%), а черная металлургия хоть и обеспечила положительные темпы (7,2%), но не идущие ни в какое сравнение с результатом января прошлого года, когда был обеспечен прирост в 18,3%. Результат этот вполне закономерный: первыми от повышения цен на углеводороды страдают самые энергоемкие отрасли, а в передовики выходят менее зависимые отрасли вроде легпрома.

Вопреки этому правилу, сохранили темпы прироста (22,2% против 22,4% в январе 2006г.) только предприятия по выпуску стройматериалов.

В экономике появляются весьма тревожные симптомы. В январе производство потребительских товаров сократилось на 3% по сравнению с декабрем 2006г. В этом не было бы большой беды, если бы правительство не ужесточило политику импортозамещения. В ход идет все - от мер по сокращению числа индивидуальных предпринимателей до установления предприятиям жестких пропорций между количеством импорта, приходящегося на Br1 экспортной продукции.

Стремясь выполнить президентскую задачу по обеспечению к концу 2007г. положительного внешнеторгового сальдо в размере $500 млн., кое-кто из членов Совмина уже готов создать дефицит востребованных на рынке импортных товаров и обострить проблему обеспечения денежной массы товарами народного потребления, спровоцировав дальнейшее ускорение инфляции. Тревога не беспочвенна, поскольку для выполнения обозначенной целевой установки в течение 2007г. придется улучшить внешнеторговое сальдо на гигантскую сумму - $2,1 млрд. Но не скупка населением импортных товаров, а сокращение белорусского экспорта нефтепродуктов делает эту задачу неподъемной.

В 2006г. общий объем отрицательного сальдо внешней торговли Беларуси составил $2,384 млрд. На долю импорта потребительских товаров приходится около $500 млн. (19%). Четыре пятых этого объема формируется за счет импорта сырья и комплектующих для т.н. валообразующих предприятий, которые традиционно и вытягивают все прогнозные показатели в целом по республике. Впрочем, еще год назад Александр Лукашенко потребовал увеличивать ВВП за счет средних и малых предприятий. «50% предприятий тянули нагрузку, а чем занимались другие 50%?» - задался тогда справедливым вопросом президент.

Но, несмотря на очевидную ущербность такого подхода, правительство тактику не меняет. Флагманы индустрии, привыкшие получать кредиты без ограничений и энергоносители по льготным ценам, затормозили сразу после повышения цен на углеводороды. Рентабельность их работы тоже резко снизилась, поскольку за январь цены производителей промпродукции подскочили на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя правительство рассчитывало на прирост себестоимости в пределах 10,5%. Но, как известно, премьер отрапортовал президенту о положительных результатах «в целом», достигнутых благодаря «снижению энергозатрат в производстве».

Если и дальше все будет продолжаться по этому сценарию, то уже к концу I квартала предприятия столкнутся с проблемой сбыта произведенной продукции, а у коммерческих банков усугубятся проблемы с ликвидностью и кредитными ресурсами. Правительство уже пытается занять в России $1,5 млрд. для покрытия бюджетного дефицита, хотя министр финансов Николай Корбут недавно убеждал общественность в том, что республиканского бюджета размером в $14 млрд. хватит для того, чтобы при любом раскладе с экспортными пошлинами на нефть решить «наши социальные вопросы». Кстати, уместно напомнить, что в ходе переговоров с Москвой Минск отказался от предоставляемой на 2007г. безвозмездной российской субсидии на реформирование экономики, в пределах $200-250 млн. Видимо, тема реформ в Беларуси не столь актуальна, как естественная потребность в деньгах для покрытия социальных расходов.

Однако ситуация с деньгами (точнее, с ресурсами для банковской системы) может еще более обостриться ко II полугодию, поскольку население и юрлица, хранящие деньги на депозитах, уже изменили свои предпочтения в пользу инвалюты. Объем рублевых депозитов за январь уменьшился на 9,5%, а инвалютных вырос на 3,7%. В итоге общий объем депозитов, размещенных в коммерческих банках, снизился почти на 5%.

Смена настроений основных поставщиков ресурсов для банковской системы состоялась. Чтобы изменить ситуацию, Нацбанку придется вновь повышать ставку рефинансирования. Но никаких усилий и денег главного банка страны не хватит, если правительство не изменит стиль и методы управления экономикой.
Добавить комментарий
Проверочный код