Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№8 (578) 26 февраля 2007 г. События. Оценки

Витязи на горизонте

26.02.2007
Флагманов по производству телевизоров объединят

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Неблагоприятные тенденции в экономике заставляют руководство страны активнее заниматься ревизией промышленной политики. 22 февраля на совещании у президента были проанализированы перспективы телевизионной отрасли. Глава государства вновь элегантно решил стоящие перед производителями телевизоров проблемы - заявил о необходимости объединения предприятий.

СПРАВКА «БелГазеты». ОАО «Горизонт» создано в 2002г. на базе одноименного ПО. Выпускает 73 модификации телевизоров, DVD -проигрыватели, СВЧ-печи, пылесосы, мониторы, другую бытовую технику. Около 60% телевизоров идет на экспорт в Россию, на Украину, в страны Средней Азии и Балтии.

РУПП «Витязь» образовано в 1976г., специализируется на выпуске телевизоров (70 модификаций), медицинской, аварийно-спасательной и бытовой техники.


Президент назвал рынок бытовой техники наукоемким и посоветовал телепроизводителям «занять в нем достойную нишу», раз уж они за последнюю пятилетку нарастили объемы выпуска потребительских товаров в 3,5 раза, а экспорт - в 2,5 раза. Роль «вечного сборщика» не устраивает руководство страны, поэтому президент поручил рассмотреть вопрос о целесообразности объединения предприятий в рамках подготовки к созданию госхолдинга по выпуску бытовой техники. Нельзя сказать, что это вызвало особый энтузиазм у руководства «Витязя».

Можно спорить, насколько наукоемка отверточная сборка, но поставленные задачи - сокращение издержек, оптимизация товаропроводящей сети, модернизация, выпуск собственных комплектующих, расширение ассортимента выпускаемой продукции, продвижение на внешние рынки - выглядят масштабно. Впрочем, в свое время эксперты оценивали стоимость только модернизации одного лишь «Горизонта» в $150 млн. Видимо, государство обладает такими ресурсами.

Министр промышленности Анатолий Русецкий вновь обозначил цель флагманов индустрии - поставлять на экспорт половину производимой продукции. Этого, собственно, требует и госпрограмма развития отрасли.

СПРАВКА «БелГазеты». Согласно госпрограмме развития радиоэлектронной промышленности, к 2010г. по сравнению с 2005г. следует обеспечить увеличение объемов производства и реализации продукции не менее чем в 1,6 раза. Валовой объем производства отрасли к 2010г. должен составить не менее $500 млн. Экспорт решено довести: в 2007г. - до $195 млн., в 2008 - до $212,28 млн., в 2009г. - до $237,79 млн., в 2010г. - до $258,25 млн.

С начала века, когда наметился рост покупательной способности в РФ, «Горизонт» ежегодно оценивал свою долю российского рынка в 7-9% и обещал нарастить ее до 9-12%. Российские маркетинговые исследования были скромнее - 3-5%. Наши госСМИ утверждали, что «телевизоры «Горизонт» занимают 30% рынка ближнего зарубежья». Российские конкуренты (Rolsen, «Полар», «Рубин» и др.), в те же годы начавшие обвинять «Горизонт» и «Витязь» в демпинге, порой сгущали краски до 15-17% якобы захваченного белорусами внутреннего рынка РФ.

Проблема продаж настолько актуальна, что «Горизонт» награждает лучших продавцов своей бытовой техники - ей же, бытовой техникой

Ныне открылись лицензионные производства телеприемников в Подмосковье, Петербурге, Владимире, Новгороде, Калининграде и т.п. Россияне, подобно белорусам, научились собирать из комплектующих и узлов Thomson или Philips приемники не только под своим брендом, но и под глобальными (LG, Samsung, Rolsen ). На совещании у Лукашенко приводились данные, согласно которым лишь в Калининградской особой экономической зоне в 2006г. произведено более 4,5 млн. телевизоров - свыше 80% всей потребности РФ, и «российское государство предоставило соответствующим предприятиям такие благоприятные условия, которые имеют место, пожалуй, только в Китае». Сами же россияне оценивают потребность своего рынка в 6-7 млн. телеприемников в год. На совещании поднималась тема не только увеличения экспорта, но и его диверсификации. «Горизонт» в последние годы анонсировал прорывы на рынки Украины и Литвы, но вряд ли их результаты сопоставимы с продажами в РФ.

Сейчас наши производители конкурируют друг с другом уже внутри страны, а ведь предстоит освоить выпуск мониторов, пылесосов, кондиционеров, фенов, утюгов, обогревателей, переориентироваться на телевизоры с плазменными и LCD- экранами (эксперты предполагают, что в течение 3-5 лет спрос полностью перейдет в эту нишу).

Теперь руководство страны озаботилось продажами и рассматривает возможность образования крупной торговой сети по сбыту продукции «Горизонта» и «Витязя», чтобы сократить издержки за счет затрат на параллельную организацию сбыта. Проблема продаж настолько актуальна, что «Горизонт» награждает лучших продавцов своей бытовой техники - ей же, бытовой техникой. Оптимизировать дистрибьюторскую сеть планируется и в сопредельных странах - в России и на Украине.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Минстата, на 1 февраля запасы готовой продукции на складах промпредприятий увеличились в фактических ценах с начала года на 18,3% при росте индекса цен производителей промпродукции на этот период на 12,6%. Телевизоров скопилось 180,9% ежемесячного объема производства.

Происходящее - тревожный сигнал для всех промышленников: ведь у «Горизонта« и «Витязя» репутация в целом успешных предприятий. Возможность объединения двух производителей пока только изучается, однако уже то, что она стала информационным поводом, говорит в пользу принятия положительного решения. Главное, чтобы торговые марки после взаимопоглощения тоже не объединили, родив какой-нибудь «Горе-Витязь» или «Витязонт». Дезориентированный потребитель может окончательно предпочесть китайскую или российскую сборку.
Добавить комментарий
Проверочный код