Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№8 (578) 26 февраля 2007 г. Общество

Идёт война торговая

26.02.2007
«Нас называют иностранцами»

Елена АНКУДО

…История началась со стакана. Бутылка в машине оказалась пустой, кафе в незнакомом райцентре найти не удалось, а на улицах ничего не продавали: зима. Соблюдая классику жанра, корреспондент «БелГазеты» оказалась в квартире, хозяйка которой пообещала напоить вволю.

БЕЛОРУССКИЕ ИНОСТРАНЦЫ

В Солигорске все может быть особенным, даже вода, которая оказалась в наших стаканах. Об этом, тоскливо поглядывая на опорожненную бутылку минералки, рассказала Милана - торговый представитель СП «Фрост и К» ООО, компании, которая, по утверждению ее топ-менеджеров, столкнулась с проблемой реализации в Беларуси.

По словам директора по маркетингу и продажам Юрия Раковца, компания, занимающая на рынке минеральной и питьевой воды 3-е место (около 15%), вслед за Минским заводом безалкогольных напитков и компанией «Дарида» (каждая - примерно по 30% рынка), не может поставлять воду в большинство магазинов Минской области.

«Нашу воду магазины Минской области почти не берут, - вздыхает Милана. - Местная власть отдает предпочтение местному производителю - тем, кто пополняет местный бюджет». «Фрост» же числится в списке налогоплательщиков Брестской области, поэтому «в магазинах Слуцкого и Солигорского районов, где я работаю, нас называют иностранцами. По всей видимости, запрет исходит от руководства Минской области. Директорам районных магазинов рекомендуют работать с местными производителями, а за «иностранцев» обещают наказывать. Ситуация доходит до абсурда. Я была свидетелем того, как йогурт с этикеткой «Савушкин продукт» продавали тайком, из-под прилавка».

Солигорские магазины - для особой публики: 15-го и 25-го числа каждого месяца шахтеры получают зарплату и идут за покупками. С людьми, у которых в кошельках по Br3-4 млн., не шутят: к этим числам полки всегда заполнены. Правда, своей продукцией. Если пельмени - то свои, Слуцкого мясокомбината. Пачка «Нежных» обойдется в Br3,2 тыс. «Мы стараемся купить привозные, - разглядывает прилавок Милана, -хотя бы «Бабушку Аню». Их разбирают в первую очередь, поэтому, кроме слуцких, сегодня ничего нет». На соседнем прилавке - молоко. Пакеты со слоганом «Молочный кудесник - здоровья вестник» (Br870) разлиты на Солигорском молочном заводе. Черный кирпич хлеба «Чижовский» Солигорского хлебозавода стоит Br720, а батон «Молодежный» за Br960 не только высшего сорта, но еще и нарезной.

За покупками Милана старается ходить в коммерческие магазины, куда «чаще «иностранцев» завозят. Есть «Нарочанский» из Минска, наш «Фрост» или даже «Савушкин продукт». Вот он - четыре баночки в углу прилавка».

Рядом с водой «Фрост» местный конкурент - минералка «Случанская» за Br910 с этикеткой Слуцкого пивоваренного завода. До недавнего времени бутылки довольно мирно уживались на одном прилавке, но с начала года, по свидетельству Миланы, торговая война перешла в активную фазу: «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи упали в шесть раз. Мы везде получаем отказ».

«ЗАПРЕТЫ ЕСТЬ»

По словам топ-менеджеров ряда компаний-производителей, отказ не мотивирован документами: директора магазинов ссылаются на устные распоряжения районного, а порой и областного руководства. Эту информацию корреспонденту «БелГазеты» подтвердил товаровед одного из солигорских магазинов, пожелавший остаться неназванным.

По его словам, «прежде всего на полках должна быть своя продукция, а то, что ее не хотят брать, никого не интересует. На совещаниях в области до нашего руководства доводят фонды по каждому виду продуктов. Но план делать надо, поэтому на свой страх и риск берем из «черного списка» и пельмени, и «Дариду», и «Фрост». «Фроста» по 50 упаковок на зимний месяц заказываю, летом - до 150, а «Случанской» - от силы 5. Она не идет нарасхват, поэтому стоит на полке для красоты - чтобы проверки не придирались. Проверяющие следят, чтобы в магазине было все из рекомендованного списка. Хоть и продукция, от которой отказываемся: однажды в пятилитровых бутылях воды местного производителя плавали какие-то хлопья. Известные бренды такого не допускают, но их в лучшем случае берут понемногу, а на время проверки прячут».

Товаровед удивляется запретам, показывая газетную вырезку: «Писали, что летом прошлого года на заседании президиума Совмина говорилось о недопущении запрета на продажу продукции вне зависимости от региона ее производства. Жаль, эту статью никуда не пришьешь, запреты есть…»

Иное мнение высказывают товароведы Слуцкторга: «Фрост» в магазинах стоит, как «Дарида» и «Вейнянский родник». А почему не заказываем? Так у нас большие остатки. Сколько - не скажем, надо считать. Когда продадим - неизвестно, февраль - неторговый месяц. Запретов не было, у нас широчайший выбор».

…Выходя из кабинета Слуцкторга, Милана вздыхает: «Торг взял по десять упаковок на несколько магазинов, это очень мало. В магазинах говорят: «Ваша вода хорошо идет, но продавать будем нашу».

«ЕСЛИ Я ИХ НЕ ПОДДЕРЖУ, ЧТО БУДЕТ?»

Причины торговой войны Юрий Раковец объясняет просто: «В последние годы принято лоббировать интересы компаний-производителей через вертикаль. Когда объемы продаж падают, директор предприятия направляется к председателю райисполкома с просьбой о помощи. В результате конкурентам, которые привозят продукцию из других областей, отказывают в приемке товара. Райисполкому это выгодно: завод находится в его ведомстве, налоги перечисляются в местный бюджет и входят в отчетность».

В телефонном интервью председатель Солигорского райисполкома Александр Римашевский посетовал на то, что приближается 50-летие Солигорска, а «к празднику нужны деньги». Многие объекты района, к примеру больница, нуждаются в реконструкции: «все пришло в износ», а «копейку» можно взять только из бюджета. «Мой налогоплательщик - гормолзавод, консервный завод, райпо. Поэтому в первую очередь рассматривается свой производитель», - объясняет ситуацию руководитель района. Тем более что «качество продукции у них такое же», а если какой-то из ее видов в районе пока не освоен, «берем товар в других областях, прислушиваемся к желанию покупателей». Но если, скажем, йогурт выпускает свой завод, «естественно, будет наша продукция».

По словам Римашевского, «чтобы привести город в порядок, нужны средства. Мы бросаем клич на предприятия об оказании спонсорской помощи, просим перечислять деньги с субботников. Спрашиваем: что, если не будем покупать продукцию своих предприятий? И люди понимают, они довольны».

Довольны и в райисполкоме, пожелания вышестоящего руководства доводятся до магазинов: «Нам рекомендуют - и мы рекомендуем». Появляется возможность помочь жителям района, занятым на производстве: «Если я их не поддержу, что будет? У нас большая задолженность по социальной сфере». А конкуренция действительно должна быть здоровой. По словам Римашевского, в Солигорске задумались об открытии цеха по разливу воды. С известной долей уверенности можно предположить: особым спросом в других областях она пользоваться не будет. Ряд районных производителей признались корреспонденту «БлГазеты», что их тоже «никуда не пускают». На войне, как на войне.

«У НАС НЕ ДЕЛЯТ НА СВОИХ И ЧУЖИХ»

Проблемы, начавшиеся у «Фроста» в Минской области летом прошлого года, Раковец связывает с председателем правления Минского облпотребсоюза Иваном Прончаком - «он первым издал запрет». По словам Раковца, «нас не принимают магазины потребкооперации, которые находятся в его ведении, а это 50% рынка Минской области». По словам директора по маркетингу и продажам, проблему пытались решить: «Я созванивался с Прончаком и узнал, что им надо продать большие остатки. «Фрост» попросили потерпеть до ноября, потом до Нового года. Время прошло, а в Минской области нас не берут. Написали официальное письмо с вопросом, можно ли продавать нашу воду, ждем ответа». Ожидание трудно назвать радостным: Раковец весьма прохладно оценивает возможное сотрудничество. Причина проста: «Они льют свою воду - «Нарочанскую» и «Стародорожскую», конкуренция им не нужна».

«ПУСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОР - И НИКАКИХ ВОПРОСОВ»

На самом ли деле на территории Минской области ведется ожесточенная торговая война, «БелГазета» выясняла у председателя правления Минского облпотребсоюза Ивана ПРОНЧАКА.

- Обоснованы ли претензии к вам со стороны руководства компании «Фрост»?


- Этот человек ко мне ни разу не обращался. Если он хочет реализовывать свою продукцию, пусть приезжает в облпотребсоюз, заключает договор - и никаких вопросов. В Минской области есть своя минеральная вода, мы тоже хотим поставлять ее в Брестскую область. К слову, нашей воды недостаточно, есть ниша для других производителей, к примеру «Дариды», с которой работаем.

- Как вы прокомментируете мнения некоторых производителей о существовании устных распоряжений не принимать их продукцию?

- У нас не делят производителей на своих и чужих. Но вы свяжитесь со Слуцким или Борисовским мясокомбинатами, спросите, как они поставляют продукцию в Брестскую или Могилевскую область. Нет ли проблем у них?

- Каждая область отдает предпочтение собственному производителю?

- Из других областей к нам не обращались, по крайней мере с жалобами. Мы заинтересованы в поставщиках продукции, организуем для этого ярмарки-продажи, заключаем договора на сотрудничество.

- …и рекомендуете представителям районных властей принимать продукцию всех производителей, и не только местных...

- На каждом совещании рекомендуем представлять продукцию в широком ассортименте, улучшать качество. В каждой области есть производство, под него выделяются квоты. Планируя производство, мы должны распределить его квоты для предприятий. Но спросите на любом предприятии, какие штрафные санкции предусмотрены тем, кто не выбрал квоты? Никакие. Продавец смотрит, востребован ли товар. Если реализация хорошая, он может попросить увеличить квоты, а если товар лежит - откажется. Сегодня все под строгим контролем, товар должен продаваться.

- Известно ли вам, что администрации магазинов прячут от проверок продукцию, которая не входит в рекомендованный список?

-
Мы не отвечаем за городские магазины, поэтому комментировать сказанное их сотрудниками не могу. Прятать товар - глупо, ведь проверяющий не смотрит на полки, он берет книгу поступлений товара, где каждое поступление записано.
Добавить комментарий
Проверочный код