Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Прачечная, химчистка, сейф, трансферт и пр Анонсы выставок
petersburgfreetour.com
№8 (578) 26 февраля 2007 г. Личный вкус

«Вавилон»

26.02.2007
США-Мексика-Франция, 2006

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Адриана Барраза, Ринко Кикучи, Гаэль Гарсиа Берналь, Кодзи Якусо.

Поклонники модного мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту затаили дыхание. На экраны выходит «Вавилон» - овеянный легендами, увенчанный престижными наградами, объявленный самым грандиозным проектом 2006г. фильм «нового классика кино». Он почти сопоставим с культовым дебютом Иньярриту «Сука-любовь». В нем все те же шум и ярость, тот же Гаэль Гарсиа Берналь, те же несколько параллельных сюжетных линий, которые подпитывают друг друга, схватываются невидимыми нитями и проистекают одна из другой. Только замысел «Вавилона» на порядок круче. Иньярриту идет стопами основоположника «американского монтажа» Дэвида Гриффита, автора новаторского эпоса «Нетерпимость», наделавшего немало шума в эпоху немого кино. Он виртуозно перемешивает языки, пространства и хронологию.

История, начинающаяся в Марокко, прерывается мексиканской новеллой, которая в кульминационный момент подменяется японской, и так далее. Структура фильма напоминает многоярусную конструкцию латиноамериканских теленовелл, что вполне объяснимо. Все-таки Иньярриту и его неизменный соавтор Гильермо Аррьяга мексиканцы, для которых сериальные страсти - такая же неотъемлемая часть духовной культуры, как и пирамиды майя.

Так же, как в мексиканских теленовеллах, в «Вавилоне» действует множество ключевых персонажей. Разбитые на группы, они ни разу не встречаются вместе, однако влияют на судьбы друг друга с роковой неизбежностью. Ружье, которое висит в японских апартаментах, стреляет в марокканской пустыне. Случайная пуля попадает в американскую туристку и провоцирует цепь житейских трагедий на мексикано-американской границе. Иньярриту собирает разрозненные и, казалось бы, нестыкующиеся элементы паззла с целью отобразить мир в его сложном единстве.

Идея фильма. «Вавилон» - универсальное произведение искусства, которое затрагивает едва ли не все актуальные проблемы, с которыми человечество сталкивается в XXI в. Это и призраки терроризма, и бедность планетарного размаха, и кризис семьи, и духовная разобщенность, и социальное неравенство, и сила бюрократического произвола. Однако жестокие стороны жизни для Иньярриту не самоцель. «Вавилон» иллюстрирует не конец цивилизации. Несмотря на свой драматический и жесткий характер, фильм разрешается утешительным финалом. В том смысле, что Иньярриту действует так же, как в свое время поступал Кшиштоф Кесьлевский. Он оставляет человечеству шанс что-либо изменить или исправить в своей судьбе. Вот как раскрывает замысел сам режиссер: «Проблема не в том, что со времен вавилонского столпотворения у людей смешались языки и воздвиглись территориальные барьеры. Существенно другое - границы существуют внутри каждого из нас. Что уж говорить об окружающих, если мы не в силах понять и выразить самих себя ».

Что огорчает. Как ни парадоксально, но раздражает в «Вавилоне» его безупречное исполнение. Сложный сюжет интригует, актерские работы впечатляют, масштабные съемки восхищают, всеобъемлющий гуманизм поражает. Такое совершенство невольно настораживает и наводит на мысль, что идеальное кино Иньярриту больше походит на совершенный фильм-конструктор, в котором искренность и страстность авторских интонаций невольно истончается под толстым слоем доброкачественности. Искусно завуалированная конъюнктура фильма мешает считать его стопроцентным шедевром. Тем не менее нельзя не признать, что «Вавилон» - это зрительское кино, не лишенное черт радикальности. Формула, которой следует современный киноарт-хаус.

Где посмотреть. С 1 марта в кинотеатрах «Москва», «Октябрь», «Аврора».
Добавить комментарий
Проверочный код