Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№8 (578) 26 февраля 2007 г. Личный вкус

«Вавилон»

26.02.2007
США-Мексика-Франция, 2006

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Адриана Барраза, Ринко Кикучи, Гаэль Гарсиа Берналь, Кодзи Якусо.

Поклонники модного мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту затаили дыхание. На экраны выходит «Вавилон» - овеянный легендами, увенчанный престижными наградами, объявленный самым грандиозным проектом 2006г. фильм «нового классика кино». Он почти сопоставим с культовым дебютом Иньярриту «Сука-любовь». В нем все те же шум и ярость, тот же Гаэль Гарсиа Берналь, те же несколько параллельных сюжетных линий, которые подпитывают друг друга, схватываются невидимыми нитями и проистекают одна из другой. Только замысел «Вавилона» на порядок круче. Иньярриту идет стопами основоположника «американского монтажа» Дэвида Гриффита, автора новаторского эпоса «Нетерпимость», наделавшего немало шума в эпоху немого кино. Он виртуозно перемешивает языки, пространства и хронологию.

История, начинающаяся в Марокко, прерывается мексиканской новеллой, которая в кульминационный момент подменяется японской, и так далее. Структура фильма напоминает многоярусную конструкцию латиноамериканских теленовелл, что вполне объяснимо. Все-таки Иньярриту и его неизменный соавтор Гильермо Аррьяга мексиканцы, для которых сериальные страсти - такая же неотъемлемая часть духовной культуры, как и пирамиды майя.

Так же, как в мексиканских теленовеллах, в «Вавилоне» действует множество ключевых персонажей. Разбитые на группы, они ни разу не встречаются вместе, однако влияют на судьбы друг друга с роковой неизбежностью. Ружье, которое висит в японских апартаментах, стреляет в марокканской пустыне. Случайная пуля попадает в американскую туристку и провоцирует цепь житейских трагедий на мексикано-американской границе. Иньярриту собирает разрозненные и, казалось бы, нестыкующиеся элементы паззла с целью отобразить мир в его сложном единстве.

Идея фильма. «Вавилон» - универсальное произведение искусства, которое затрагивает едва ли не все актуальные проблемы, с которыми человечество сталкивается в XXI в. Это и призраки терроризма, и бедность планетарного размаха, и кризис семьи, и духовная разобщенность, и социальное неравенство, и сила бюрократического произвола. Однако жестокие стороны жизни для Иньярриту не самоцель. «Вавилон» иллюстрирует не конец цивилизации. Несмотря на свой драматический и жесткий характер, фильм разрешается утешительным финалом. В том смысле, что Иньярриту действует так же, как в свое время поступал Кшиштоф Кесьлевский. Он оставляет человечеству шанс что-либо изменить или исправить в своей судьбе. Вот как раскрывает замысел сам режиссер: «Проблема не в том, что со времен вавилонского столпотворения у людей смешались языки и воздвиглись территориальные барьеры. Существенно другое - границы существуют внутри каждого из нас. Что уж говорить об окружающих, если мы не в силах понять и выразить самих себя ».

Что огорчает. Как ни парадоксально, но раздражает в «Вавилоне» его безупречное исполнение. Сложный сюжет интригует, актерские работы впечатляют, масштабные съемки восхищают, всеобъемлющий гуманизм поражает. Такое совершенство невольно настораживает и наводит на мысль, что идеальное кино Иньярриту больше походит на совершенный фильм-конструктор, в котором искренность и страстность авторских интонаций невольно истончается под толстым слоем доброкачественности. Искусно завуалированная конъюнктура фильма мешает считать его стопроцентным шедевром. Тем не менее нельзя не признать, что «Вавилон» - это зрительское кино, не лишенное черт радикальности. Формула, которой следует современный киноарт-хаус.

Где посмотреть. С 1 марта в кинотеатрах «Москва», «Октябрь», «Аврора».
Добавить комментарий
Проверочный код