Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№8 (578) 26 февраля 2007 г. Личный вкус

«Плошча» не про плошчу

26.02.2007
 

Виктор МАРТИНОВИЧ

18 февраля в Нью-Йорке состоялась презентация фильма Юрия Хащеватского «Плошча». Благодаря хорошему promotion фильм удачно распространяется, находит все новых зрителей. Вопрос «Ты смотрел «Плошчу»? в околополитических кругах звучит сейчас едва ли не столь же часто, как вопрос «Ты за Толяна или за Шурика?». Если так пойдет дальше, о событиях прошлогоднего ледяного марта в Минске станут судить по этой документальной ленте. В этом случае нам будет очень трудно объяснить иностранцам и потомкам, как и во имя чего ночевала молодежь в палаточном городке.

Проблема в том, что «Плошча» - отнюдь не про «плошчу». И даже не про то, что людей вывело на «плошчу». Фильм - на излюбленную тему кинодокументалиста Юрия Хащеватского: про президента. Мы видим в фильме президента в разных смешных ситуациях. Как он волнуется на процедуре регистрации кандидатов в президенты. Как выступает на собраниях. Как сидит за рулем «БелАЗа». Все это комментирует ироничный голос автора.

Но вот ведь штука: в понимании президента Юрий Хащеватский не ушел дальше своего же «Обыкновенного президента». Темы старые: личная жизнь, речевой портрет, негламурные замашки. Хащеватский снова убеждает нас в том, что страной правит «дурань», герой Чаплина, случайно оказавшийся у власти. Хотя все игроки политического поля уже давно признали, что, во-первых, не «дурань» , во-вторых, «не случайно».

Но беда даже не в том, что доказывает Хащеватский, а в том, как он это делает: те же набившие оскомину еще в 90-х приемы. Отдельное место занимает полемика президента едва ли не лично с Хащеватским по поводу того, кто и что говорил про Гитлера. Очень волнует Хащеватского, что президент про Гитлера все-таки говорил. В фильме «Плошча» Хащеватский продолжает это доказывать.

А в кадре - 2006г., март, новые лидеры, новое поколение. И вот об этой-то принципиально иной общественной ситуации Хащеватский говорит предельно старыми словами. Иногда складывается впечатление, что эта картина - просто сиквел «Обыкновенного президента», в который для улучшения фестивальной судьбы вставили 20 мин. об актуальной для Европы «Плошчы». (БелаПАН: «Хащеватский полагает, что «Площадь» ждет примерно такая же судьба, как и его фильм «Обыкновенный президент»… Фильм… получил ряд премий и призов на международных кинофестивалях. Однако в Беларуси… запрещен к показу». )

Наверное, не президент должен был быть героем «Плошчы», а девушка Даша из палаточного городка, которая присутствует в фильме где-то между Северинцем и бабульками-лукашистсками. Темы, смешащие Хащеватского, оставляют совершенно равнодушной девушку Дашу. Ей неинтересно, грыз ли ногти Александр Григорьевич на вручении свидетельств кандидатов. Ей все равно, сидел ли он в «БелАЗе» и лазал ли в рудники к шахтерам. Ей вообще не смешно. Она вспоминает, как было страшно. Рассказывает о металлических пластинах в перчатках спецназа, о том, как «вязали» той ночью.

Хащеватский демонстрирует документальные кадры 19-21 марта и костерит переодетых милиционеров, смеется над провокаторами и операторами КГБ (последние представлены настолько важными персонажами, что их даже выносят в отдельную главу).

Людям, которые в марте не были на Октябрьской площади, смотреть все это в меру интересно. Те, кто не видел других фильмов Хащеватского, могут улыбнуться упомянутым в десятый раз сравнениям или шуткам. Но для минчанина, который был там в те мартовские дни и у которого, как и у всех не-отстоявших-лагерь, осталось смутное чувство вины, просмотр «Плошчы» - тяжелый случай.

Сначала, глядя, например, на кадры оставшихся после «эвакуации» палаточного городка вещей, раскрываешься, вспоминаешь, проникаешься. Но тут вступает ироничный голос автора. Голос, за который ты готов проклясть кинодокументалистику как жанр и белорусскую кинодокументалистику в частности. Голос, произносящий шутки, ставшие в политической тусовке «бояном», еще когда Виктор Гончар управлял ЦИКом. И хочется сказать этому голосу: «Все! Хватит! Замолчи! Просто посмотри на то, что происходит в кадре и подумай. И дай мне подумать. Ведь ни тебя, ни меня там не было в ту ночь, когда убирали лагерь. И ты - как и я, как и все, снимавшие и писавшие о Площади до тебя, - так до конца и не поняли, почему эти люди ночевали там, почему они все-таки поверили, перестали бояться и вышли».

Представляется, что единственным адекватным документальным фильмом про «Плошчу» была бы простая нарезка видео, перемежающаяся комментариями реальных участников палаточного городка. Все остальные художественные эксперименты с прицелом на международные призы чем дальше, тем больше напоминают простое мародерство…
Добавить комментарий
Проверочный код