Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Радости жизни

Обчитались

12.02.2007
Кстати

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Книжный рынок СНГ медленно вползает в полосу кризиса: издано все или почти все, розничные сети не в состоянии продать такое количество печатной продукции - ассортимент увеличивается на 10-15% в год.

По данным РБК, объем книжного рынка России в стоимостном выражении ($2,2 млрд. на 2006г.) подрастает примерно на 15% в год, суммарные тиражи растут медленнее (5%) и, возможно, даже начнут снижаться. Средний тираж тоже уменьшается, что сказывается на себестоимости экземпляра. По оценкам экспертов, книги на русском языке в ближайшие годы будут дорожать на 15-18% в год, в Беларуси - на 20-25%.

В силу специфики ценообразования в РБ разница между оптовой ценой и ценником в магазине может достигать 50%. Чуть дешевле литература на выставках и в интернет-магазинах. По прогнозам экспертов, скоро средние цены на книги в СНГ достигнут восточноевропейского уровня ($8-10 за экз.), затем станут сопоставимыми с западноевропейскими ($10-25).

Книготорговля теряет рентабельность: бюджет на продвижение книжных новинок ничтожно мал по сравнению с лапшой быстрого приготовления или колготками, зато площадь, необходимая при нормальной выкладке, велика. С учетом стоимости аренды торговых площадей книга становится невыгодной для продажи. Магистральное направление повышения рентабельности книготорговли - сопутствующие товары и услуги (компакт-диски, ксерокопия, канцтовары, книжные клубы и кафе и др.). Обширный ассортимент при малых тиражах приводит к захламлению полок магазинов грудами литературы, разобраться в которой не в состоянии ни продавец, ни покупатель.

На фоне роста стоимости полиграфических услуг, зарплат персонала, авторских гонораров малые издательства банкротятся или поглощаются крупными. Так, в России уже в 2006г. несколько крупнейших издательств (АСТ, «Инфра-М», «КноРус», «Росмэн», «Эксмо-пресс», «Олма Медиа Групп») занимали свыше 50% рынка в стоимостном выражении. Мелкие фирмы выживают за счет узкой специализации, малых тиражей. Кстати, средние тиражи литературы, ориентированной на русскоязычный книжный рынок, неуклонно сокращаются (ныне около 5 тыс. экз.), а количество изданий, выпущенных тиражом свыше 50 тыс., снижается на 10-20% в год.

В социально активный возраст сейчас вступают группы потребителей, выросшие в эпоху компьютеризации. Несмотря на развитие такого перспективного сегмента книжного рынка, как аудиокниги и книги на CD, СНГ обчиталось, считают аналитики, и читать больше не собирается.

Беларуси, производящей массу печатной продукции для рынка России и СНГ, эти изменения уже коснулись. Что касается книготорговли, то в РБ и без того возили то, что попроще и подешевле, учитывая покупательную способность населения и местоположение страны - на периферии как европейской цивилизации, так и русскоязычного книжного рынка.
Добавить комментарий
Проверочный код