Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Радости жизни

Обчитались

12.02.2007
Кстати

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Книжный рынок СНГ медленно вползает в полосу кризиса: издано все или почти все, розничные сети не в состоянии продать такое количество печатной продукции - ассортимент увеличивается на 10-15% в год.

По данным РБК, объем книжного рынка России в стоимостном выражении ($2,2 млрд. на 2006г.) подрастает примерно на 15% в год, суммарные тиражи растут медленнее (5%) и, возможно, даже начнут снижаться. Средний тираж тоже уменьшается, что сказывается на себестоимости экземпляра. По оценкам экспертов, книги на русском языке в ближайшие годы будут дорожать на 15-18% в год, в Беларуси - на 20-25%.

В силу специфики ценообразования в РБ разница между оптовой ценой и ценником в магазине может достигать 50%. Чуть дешевле литература на выставках и в интернет-магазинах. По прогнозам экспертов, скоро средние цены на книги в СНГ достигнут восточноевропейского уровня ($8-10 за экз.), затем станут сопоставимыми с западноевропейскими ($10-25).

Книготорговля теряет рентабельность: бюджет на продвижение книжных новинок ничтожно мал по сравнению с лапшой быстрого приготовления или колготками, зато площадь, необходимая при нормальной выкладке, велика. С учетом стоимости аренды торговых площадей книга становится невыгодной для продажи. Магистральное направление повышения рентабельности книготорговли - сопутствующие товары и услуги (компакт-диски, ксерокопия, канцтовары, книжные клубы и кафе и др.). Обширный ассортимент при малых тиражах приводит к захламлению полок магазинов грудами литературы, разобраться в которой не в состоянии ни продавец, ни покупатель.

На фоне роста стоимости полиграфических услуг, зарплат персонала, авторских гонораров малые издательства банкротятся или поглощаются крупными. Так, в России уже в 2006г. несколько крупнейших издательств (АСТ, «Инфра-М», «КноРус», «Росмэн», «Эксмо-пресс», «Олма Медиа Групп») занимали свыше 50% рынка в стоимостном выражении. Мелкие фирмы выживают за счет узкой специализации, малых тиражей. Кстати, средние тиражи литературы, ориентированной на русскоязычный книжный рынок, неуклонно сокращаются (ныне около 5 тыс. экз.), а количество изданий, выпущенных тиражом свыше 50 тыс., снижается на 10-20% в год.

В социально активный возраст сейчас вступают группы потребителей, выросшие в эпоху компьютеризации. Несмотря на развитие такого перспективного сегмента книжного рынка, как аудиокниги и книги на CD, СНГ обчиталось, считают аналитики, и читать больше не собирается.

Беларуси, производящей массу печатной продукции для рынка России и СНГ, эти изменения уже коснулись. Что касается книготорговли, то в РБ и без того возили то, что попроще и подешевле, учитывая покупательную способность населения и местоположение страны - на периферии как европейской цивилизации, так и русскоязычного книжного рынка.
Добавить комментарий
Проверочный код