Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Радости жизни

В свинарник!

12.02.2007
Николай Пинигин поставил новый спектакль в ТЮЗе

Дмитрий ДОНСКОЙ

Премьера в главном детском театре страны получилась очень взрослой. Теперь уже питерский режиссер Николай Пинигин снова вернулся на родину из России, чтобы поговорить с белорусами о сокровенных и важных вещах. Сделал он это через пьесу «Мотылёк» своего давнего товарища, одного из самых известных российских драматургов среднего поколения Петра Гладилина. Увидит ли тюзовский зритель в этой странной истории глубину и пронзительность, которая так захватила режиссера, станет ясно уже в ближайшее время.

ДА, ГОСПОДИН МИНИСТР!

Премьера «Мотылька» получилась громкой. В зале собрался весь цвет театрального бомонда: худруки большинства минских театров, директора, руководители творческих союзов, чиновники, критики из официальных газет. Почему эти люди пришли не на сдачу спектакля, которая прошла раньше и на которой присутствовал сам Пинигин, а именно в этот день, стало ясно довольно скоро - когда по тюзовскому фойе степенно прошествовал и занял почетное место в партере сам министр культуры Владимир Матвейчук.

В Беларуси, стране «Славянского базара» и «Звездного цирка», набившему оскомину общению с Николаем Пинигиным театральные бонзы предпочитают духоподъемную возможность посидеть в одном зале с Матвейчуком. Вероятно, двор Людовика XIV позавидовал бы тому изощренному, тонкому этикету, который царит в отношениях госэстетов и руководства курирующего их ведомства. Каждый почел за честь приблизиться к министру, пожать ему руку и сказать несколько ласковых слов.

Одни жеманно улыбались и с восторгом ловили каждое слово министра. Другие изображали крайнюю скромность, даже смирение, в надежде услышать от Владимира Федоровича что-нибудь ободряющее. Третьи, наоборот, демонстрировали спокойствие и даже некоторую надменность, но обязательно старались встретиться с Матвейчуком глазами и отвесить ему легкий поклон.

Вся эта ярмарка тщеславия заняла половину партера, а вторую по тюзовской традиции заполнили школьники и подростки. Так что премьеру спектакля увидели сразу две совершенно разные аудитории, которые каким-то чудом оказались в одном помещении.

БАТЯНЯ-КОМБАТ

Пьеса «Мотылёк» подкупает своей простотой. Рядовой Коля Лебёдушкин, не выдержав издевательств со стороны сослуживцев, превращается в девушку Наташу. Он просится домой, потому что он, Коля, художник и не может служить в армии. Начальство части в лице экспрессивного, усатого полковника в шоке от такого превращения.

Колю-Наташу помещают в армейский клуб, где его/ее единственным собеседником и становится полковник. Бывший рядовой читает полковнику свою пьесу и приглашает заняться театром.

Они разыгрывают сцену из «Отелло». Но тут объявляют какие-то учения. И некий демонический капитан, который из-за случая с Лебёдушкиным в который раз не получает повышения, отправляет Колю-Наташу на учения, где тот трагически погибает, задавленный боевой машиной десанта…

Единственное, что остается после несчастного рядового Лебёдушкина, - странная пьеса в стиле треплевской «Люди, львы, орлы и куропатки…» и полковник, для которого общение с настоящим художником изменило все представление о жизни.

Первая мысль, которая возникает после просмотра спектакля: в этом мире нет более жестокого, несправедливого, уродливого социального института, чем бывшая советская, а теперь уже российская армия и прочие постсоветские вооруженные силы, где каждого хоть мало-мальски образованого, культурного, творческого человека превращают в быдло, унижают и издеваются над ним. И единственный способ избежать этой невыносимой пытки - превратиться в девушку или просто умереть.

Пьеса была написана еще до шокирующего случая с рядовым российской армии Сычевым, но очевидно, что ее корни - в десятках тысяч искореженных судеб 18-летних пацанов. Полное неприятие любого ограничения человеческой свободы, и прежде всего творческой свободы, и привлекло Пинигина к пьесе.

Вряд ли главный мессидж пьесы был понят VIP -зоной партера, где больше задавались вопросами: «В хорошей ли режиссерской форме Николай Пинигин? Является ли он все еще лучшим режиссером Беларуси или «сдулся»? Не займет ли он в скором времени место худрука одного из белорусских театров в связи с тем, что кое-кому давно пора на покой?» Зато для школьников, которые, кстати, вообще вряд ли знают, кто такой Пинигин, все было ясно: в армию идти нельзя. Лучше превратиться в девочку, чем служить в армии. В армии командуют уроды, которые ради звездочки на погонах растопчут тебя, уничтожат, задавят… Именно школьники больше всего смеялись над тупостью военных, именно в глазах 14-16-летних читался ужас перед возможностью попасть в ту ужасную реальность, которая была виртуозно воссоздана Пинигиным на сцене.

Этого мощнейшего эффекта Николай Пинигин добивается вполне традиционными театральными средствами. На главные роли приглашены блестящие актеры: полковника играют Анатолий Жук и Петр Юрченков, а рядового Лебёдушкина - Анна Хитрик и Татьяна Ражавская. Художнице Алесе Снопок удалось создать болезненный контраст между нормальным миром и уродливой армейской реальностью.

Впрочем, и бонзам белкультуры мудрый Пинигин не мог не адресовать специальный мессидж. Лучший момент постановки - когда усатый хамоватый человек, обернувшись к партеру, где сидят почтенные служители белорусской Мельпомены, истошно орет, в бешенстве сверкая глазами: «В свинарник! В свинарник! В свинарник!»
Добавить комментарий
Проверочный код