Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Общество

Вот те раз! Новый прайс!

12.02.2007
«Да вроде никто и не заметил »

Константин ШИЯН

Согласно решению минских городских властей, 1 февраля налог с продаж на некоторые импортные товары увеличился с 5% до 15%. В столичных универсамах продавцы уже меняют ценники: в среднем широко распространенные у нас украинские продукты питания и импортные деликатесы подорожали на 10%.

Чем вызвано очередное подорожание, городской совет пока не сообщает, однако потребители уже ощущают разницу: дешевые китайские носки стали дороже на Br500, колготы - более чем на Br1 тыс., а на любимых минчанами украинских соках в неприглядных упаковках вместо Br2060 стала красоваться другая цифра - Br2300. Соль и та поднялась в цене на Br30-50. Однако под новую ставку налога попали не все категории товаров: импортная кожаная обувь, натуральный мех, мясо, птица, колбасные изделия и копчености, мясные консервы, молоко и молочные продукты пока при прежних ценниках. Как, собственно, шоколад и прочие кондитерские вкусности - с них и до этого взимали 15%. Не коснулись городские власти и российских товаров, что в контексте набирающей обороты белорусско-российской торговой войны выглядит по меньшей мере странно.

Обход столичных продуктовых магазинов показал, что возмущение в рядах потребителей также носит выборочный характер: в крупных ТЦ на вопрос об изменении цен отвечают с улыбкой (хоть и не без иронии), в небольших универсамах спальных районов - с негодованием.

В недавно открывшемся ТЦ «Корона» молодые мамы и папы гремели тележками, внутри которых базовым принципам консюмеризма обучались глазеющие по сторонам детишки. От украинского пива «Чернiгiвське бiле», продающегося по прежней феноменальной цене Br1990 за л, покупатели переходят к оливкам, консервированным ананасам, голландскому сыру, хлебу, украинскому соку, итальянским макаронам Pasta Zara и заканчивают приобретением жвачек и сигарет на кассе. Тридцатилетний Арсентий на вопрос корреспондента о том, что он думает о подорожании, пожал плечами: «Разве подорожало? Я на эти цены вообще как-то редко смотрю. Единственное, на что обратил внимание, так это оливки - вдруг цена на Br300 поднялась! Но разве это те деньги, про которые стоит думать! » Его точку зрения поддержала и компания из четырех молодых людей, набивших корзину пивом: «Все в этой жизни дорожает. Так что теперь, гудеть начать и в барабаны бить? Мне вообще, если честно, пофигу, пускай мать переживает: она в магазин ходит». Зато отнюдь не пофигу было даме бальзаковского возраста, попробовавшей «наехать» на кассиршу: «Что-то вы мне не то насчитали! Как-то больше обычного получается, девушка! В прошлый раз у вас брала то же самое, и вы на Br5 тыс. меньше насчитали! » В ответ сотрудница гипермаркета улыбнулась и вежливо попросила изучить кассовый чек. Даме оставалось лишь проворчать, возясь с пакетами: «Домой зайду и буду разбираться, а то что-то не то!» Скучавшая за кассой девушка в связи с подорожанием вспомнила занимательную историю: «Вчера мужчина, интеллигентный такой, подъехал с тележкой, стал выгружать хлеб, сок, сыр, макароны, колбасу, корнишоны, маслины… Всего получилось на Br89 тыс. Я ему сумму называю, а он: «Девушка, а у меня только Br85 тыс. Вы подождите, я тележку пока отставлю и в обменник сбегаю!» Прибегает и начинает оправдываться, мол, пару дней назад к вам заходил, брал все, как в прошлый раз, получилось чуть больше Br80 тыс. Как-то вы быстро ценники меняете!» Ну, я ему все объяснила, и он, смущаясь и улыбаясь, быстренько ретировался. Его «джентльменский набор», включающий, помимо белорусского молока, еще и европейский сыр с плесенью, стал дороже…»

Через некоторое время свою позицию относительно новых цен корреспонденту высказал предприниматель Виктор с пакетом, в котором не удалось найти ни одной упаковки с белорусским товаром: «С февраля стало немножко дороже: на 8-9%, наверное. Думаю, это власти действуют по принципу «Купляйце беларускае!», приучают нас к своему. Но я принципиально белорусского ничего не покупаю, даже масла: мне не нравится безвкусица. И думаю, незначительное подорожание никого не заставит изменить своим пристрастиям. Вы поймите: ведь если человек покупает голландский сыр, таиландские консервированные ананасы, свежие апельсины для соковыжималки, итальянские макароны и итальянское же столовое вино, он считает нецелесообразным экономить на желудке! Лучше потратить больше в магазине и знать, что не будет несварения или изжоги, чем потом тратиться опять же на импортные лекарства! И тут более действенной мерой было бы поднять цены вдвое, может, тогда государство и добилось бы своего! А так… $500 на еду в месяц или $550 - кому какое дело!»

А вот в расположившемся около ст.м. «Пушкинская» универсаме «Фрунзенский» спрос оказался куда более эластичным: «Гады: сок и тот подорожал. Ну его к черту! Я понимаю, марципаны стали бы дороже, я их все равно никогда не покупаю, но сок внуку - это уже свинство, - возмущалась благообразная бабушка, ставя на место нектар одесского производства и укладывая в корзину пакет «Моей семьи». - Нас уже душат этим российским, как могут, - и газом, и напитками. Вот почему соль подорожала, а «Кока-Кола» нет? Лучше бы наоборот стало: глядишь, и дети перестали бы увлекаться!»

Женщины, набиравшие в корзину продукты для всей семьи, тоже возмущались новыми ценами: «Все подорожало чуть-чуть. Оно вроде бы и несерьезно, да не заметить нельзя: тысячу-другую, сэкономленную на мыле или жировке, приходится тут оставлять. А у нас зарплаты небольшие: копеечка к копеечке складывается. Вот и приходится экономить: уже думаешь взять молока и апельсин или просто молока. А ведь это потом на здоровье скажется. Но белорусы - народ терпеливый. Что-то мы не слышали, чтобы об этом по телевизору говорили или протестовать собирались ».

Пока мамы, бабушки и предприниматели привыкают к новым ценам в магазинах, любителям клубного веселья, косметических салонов и завсегдатаям кафетериев тоже предстоит неприятно поморщиться: с 1 февраля содержимое подносов официанток и барменов выросло в цене на 5%. Но, надо полагать, «незначительные » изменения в меню не станут преградой на пути к гурманским удовольствиям «расточительного» белорусского потребителя.
Добавить комментарий
Проверочный код