Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Экономика

Агропрорва

12.02.2007
Трагикомедия национального проекта

Ярослав РОМАНЧУК

Агрогородки для Беларуси могут стать тем же, что и поднятие целины для Советского Союза, - широкомасштабным, громким и чрезвычайно затратным провалом.

СПРАВКА «БелГазеты». Правительство запланировало до 2010г. превратить 1481 населенный пункт страны в агрогородки. В 2005г. сформировано 164 агрогородка. На программу возрождения и развития села в 2005г. израсходовано Br11,8трлн. В 2006г. появилось уже 249 агрогородков. На село было потрачено Br13,2трлн, из них Br10трлн. вложено в производственную сферу, Br3,2трлн. - в социальную. Один из секторов экономики получает от государства помощи на фантастическую сумму $6,16млрд. в год (16,6% ВВП, или 34,4% доходной части консолидированного бюджета).

Минфин проверил программу возведения агрогородков и ужаснулся. Впору прийти в ужас и налогоплательщикам и потребителям, ведь на 2007г. планируется создать еще 253 агрогородка, а на все программу до 2010г. потратить астрономическую сумму Br69,7трлн.

ГДЕ ДЕНЬГИ ЛЕЖАТ

Начальники Минсельхозпрода уверяют, что все агрогородки введены в строй с соблюдением 44 социальных стандартов. Но Минфин проверял не удовлетворенность сельчан, а механизмы финансирования и траты бюджетных денег. «Вложения в АПК нельзя считать эффективными. Общий объем бюджетных вложений в отрасль в 2006г., с учетом финансирования программы возрождения села, ссуд, отсрочек и рассрочек платежей, составил Br8,2 трлн. », - отчитался министр финансов Николай Корбут. На такие деньги можно с нуля создать современный высокотехнологический сектор экономики. Сельское хозяйство же в 2006г. заработало всего около $500 млн. чистой прибыли. В том же 2006г. АПК получил почти Br1 трлн. госгарантий по кредитам. Прямое финансирование отрасли из бюджетов всех уровней составило Br3,3трлн.

В результате государство инвестировало в 1 га сельхозугодий Br430 тыс., на 15% больше, чем в 2006г. Как отмечает Минфин, в подавляющем большинстве случаев решения о выделении бюджетных средств сельскому хозяйству принимаются административным путем.

Казалось бы, при такой поддержке белорусы должны иметь самые дешевые продукты питания: свинину по Br3000 за кг, картофель - по Br100 за кг, курятину - по Br1000. Реальность жестче: в 2006г. средняя цена свинины по стране составляла Br7503, картофеля - Br684. Цены на говядину, курятину и рыбу могли бы быть в 1,5-2 раз ниже. Однако даже высокие цены на продовольствие внутри страны не позволяют АПК стать финансово самостоятельным, прибыльным и конкурентоспособным сектором.

Данные по физическому объему производства основных сельхозпродуктов убеждают, что большая часть денег потрачена зря. Зерновых и зернобобовых планировали произвести 6900 тыс. т, а по факту получилось почти на 1 млн. т меньше - 5924,3 тыс. т. Картофеля запланировали накопать 9300 тыс. т, получилось 8329,4 тыс. т, т.е. на 10,4% меньше плана. По овощам план чуть перевыполнили (план - 2150 тыс. т, факт - 2173,5 тыс. т), но здесь заслуга домашних хозяйств, а не ставших агропредприятиями колхозов. Уродила сахарная свекла. При плане 3290 тыс. т было выращено 3980,3 тыс. т. Однако в кулуарах правительства ходит слух, что почти 1 млн. т сахарной свеклы уже сгнил.

2006г. белорусское сельское хозяйство закончило с кредиторской задолженностью в объеме Br7,9 трлн. За год этот показатель вырос в 1,5 раза. Долги АПК оказались в 1,4 раза больше, чем годовой объем выручки. Объем гарантий местных органов власти за 2006г. вырос в 1,5 раза и составил Br3,9 трлн. Просроченная задолженность по исполненным гарантиям увеличилась в 1,7 раза. При этом возврат средств по исполненным гарантиям практически во всех случаях осуществляется не кредитополучателями, а гарантами. В Брестской, Гродненской, Гомельской областях возврат составил 0,3% от суммы исполненных гарантий, в остальных областях средства по исполненным гарантиям вообще не возмещались. Такая вот финансовая дисциплина в секторе экономики, который в современной Беларуси получает кредиты бесплатно, топливо и средства производства - почти даром, налоги платит минимальные.

Если бы разделить на всех жителей села те деньги, которые государство тратит на АПК, то каждый сельчанин получил бы свыше $2000 в год. И пользы было бы больше, и цены на продовольствие ниже, и производительность труда выше.

БИЗНЕС-ПЛАН НА 10%

Похоже, сельхозбеспредел порядком надоел министру финансов Николаю Корбуту и премьеру Сергею Сидорскому. Минфин из кожи вон лезет в поисках бюджетных резервов, а тут под прикрытием продовольственной безопасности буквально и в переносном смысле закапываются в землю сотни миллионов долларов. Сидорского настолько возмутила работа АПК, что он начал раскрывать тайны аграрного менеджмента. По его словам, в 2005-06гг. программа строительства агрогородков вообще осуществлялось без сметной документации!

«В третий год реализации программы мы вступили, имея не более 10% объемов необходимой документации », - признается премьер. В начале февраля он запретил министру финансов подписывать документы без сметы и пообещал, что помощь будет оказываться только тогда, когда будут представлены эффективные бизнес-планы. Поскольку с этим делом не только у агропредприятий, но и в промышленности большие проблемы, то либо угроза руководителей Совмина повиснет в воздухе, либо АПК останется без львиной доли тех денег, которые ему предназначены в бюджете. Напомним, что в конце лета 2006г. Сидорский говорил: «Сегодня у нас нет эффективных проектов, под которые мы можем взять инвестиционные ресурсы иностранных кредитных линий. Китай нам выделяет в 2006г. $1 млрд., Италия, Германия готовы увеличивать размеры кредитных линий. Но у нас нет готовых проектов ни у отдельных предприятий, ни в отраслевых министерствах ».

Таблица

ЗОЛОТАЯ СТРОКА АГРОБЮДЖЕТА

Изменения порядка финансирования села анонсировал и Минфин. Он предписал казначейству оплачивать заявки распорядителей средств только в том случае, если к ним приложен договор на поставку и сумма платежа не превышает запланированную бюджетом. Правительство планирует финансировать в полном объеме только те проекты, у которых нет иных источников финансирования и по которым выполнены все задания. В 2007г. АПК труднее будет получить доступ к валютным средствам. Корбут призвал также местные органы власти рассчитаться с кредиторами в рамках исполнения гарантий по банковским кредитам. До сих пор призывы игнорировались.

Так оно будет и дальше, если требования Сидорского и Корбута не поддержит и президент страны. Ему тоже порядком надоела хронически проблемная «точка роста». В конце прошлого года после приема председателя правления «Белагропромбанка» Лукашенко сказал: «Вот мы выдали кредиты, сроки погашения наступают уже в будущем году. Сегодня губернаторы и другие спрашивают: «Где взять деньги?» А когда брали кредиты, чем думали? Деньги надо брать только у себя, на селе, от эффективности работы и так далее. Никто из бюджета деньги на это не даст… Все! Никаких списаний, никаких дотаций нет и быть не может! »

Это было в ноябре 2006г., еще до договоренностей по нефти и газу. Тогда глава государства пригрозил: «Наступило время, когда надо иметь деньги. Не просто надои, удои, валовые сборы, это тоже важно, без них денег не будет. Но прежде всего надо иметь деньги ». Чем не рыночный подход?

Ударами кулака по столу и селекторными совещаниями белорусский АПК в современный бизнес не превратишь. Есть серьезные опасения, что финансовые и производственные безобразия продолжатся и в 2007г.
Добавить комментарий
Проверочный код