Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Экономика

Гигантское экономическое столпотворение

12.02.2007
 

Ярослав РОМАНЧУК

России нужно сказать спасибо по крайней мере за одно. За то, что белорусское правительство наконец зашевелилось. Началось обсуждение реальных экономических проблем. Улетучивается упоенность от «экономического чуда». Министры вдруг заговорили о качестве роста, производительности труда и конкурентоспособности. На двенадцатом году неоплановой экономики в воздухе запахло рынком. Такой концентрации рыночных лозунгов и выводов, озвученных властями в начале 2007г., в независимой Беларуси не было никогда.

  Премьер, министр финансов и руководство Минэкономики потребовали сократить расходы, заморозить рост зарплаты, перераспределить бюджетные доходы, взять в долг, повысить цены на ЖКХ, начать приватизацию и либерализацию - от обилия правильных слов можно подумать, что в Беларуси высадился десант под руководством отца польских экономических реформ Лешека Бальцеровича.

В ДОЛГ ДАДУТ, А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Главный вопрос, на который глава государства пытается найти ответ, банально прост: «Где взять $5 млрд., или 13,5% ВВП?» (по расчетам президента, таковы потери белорусской экономики от повышения Россией цен на энергоресурсы). Дадут, если хорошо попросить и предложить выгодные условия. В начале года внешний долг Беларуси составил $838 млн. (2,3% ВВП). Правда, совокупный внешний долг страны, в который включаются долги реального сектора и коммерческих банков, составил $6,3 млрд. (17% ВВП) - по международным меркам тоже небольшая величина.

В такой ситуации у правительства возникает большой соблазн приступить к интенсивным заимствованиям на внешний рынках. Путь легкий и в краткосрочной перспективе необременительный. Формальные показатели для этого есть: 2006г. закончился с профицитом госбюджета в 1,5% ВВП (Br1,2 трлн.), доходы консолидированного бюджета составили Br38,4 трлн. (48,5% ВВП). Основные налогоплательщики пока на плаву. Для полного счастья заемщику нужно предоставить внешним рынкам кредит доверия, над которым ранее наши власти особо не работали. Тем не менее внешние кредиты кажутся самым легким и привлекательным ответом на вопрос о $5 млрд.

Минфин уже заявил о готовности привлечь в страну около $1 млрд., в первую очередь на российских рынках. В законе о бюджете объем привлечения внешних ресурсов на финансирование дефицита бюджета планировался на уровне всего $600 млн. В конце 2006г. министр финансов энергично отрицал возможность ревизии бюджета на 2007г. Не успел закончиться январь, как бюджет пошел под нож.

Планируется, что белорусские ГКО будут покупать отдельные банки, отдельно и синдицированно. «Внешторгбанк», недавно объявивший о приобретении одного среднего белорусского банка, станет посредником между белорусским правительством и кредиторами. Кредиты от россиян получить-то можно, если опять не вмешается Кремль со своим специфическим видением новых отношений с Беларусью.

Сложнее будет продавать белорусские ГКО на европейском рынке. Странового кредитного рейтинга еще нет и неизвестно, когда будет. Рыночная репутация Беларуси в Европе никудышная. Даже в самом Минфине есть силы, полагающие, что в 2007г. до размещения первых белорусских евробондов дело не дойдет. Вполне возможно, что и без европейских денег можно будет обойтись. В российских банках столько денег, что хватит на покупку всех белорусских активов, не то что на пару-тройку кредитов Минфину РБ. Главное, чтобы российским банкам рекомендовали работать в Беларуси.

ЦЕНА И РИСКИ

Открытым остается вопрос цены и рисков. В недрах Минфина есть мощное лобби в пользу заимствований любой ценой. В складывающейся ситуации речь идет о продаже ГКО в валюте под 20-25% годовых - это чрезвычайно дорогие деньги. На таких условиях выстроится очередь желающих прикупить белорусские ГКО. А что потом? Очередная порция кредитов в $2-3 млрд. на еще более неблагоприятных условиях? С каждым годом расходы на обслуживание долга будут увеличиваться, а у России появятся весомые дополнительные аргументы во внешнеполитических переговорах. Будут созданы предпосылки для передачи белорусских активов россиянам за долги, объем которых Минфин может резко увеличить.

Новоиспеченный замминистра финансов Андрей Харковец хочет начать свою карьеру с победы на фронте внешних заимствований. Сегодня неизвестна цена такой победы, но склонность к привлечению дорогих кредитных ресурсов у отдельной части минфиновцев, безусловно, есть. Их стараниями Беларусь может быстро растерять свое безусловное преимущество в виде низкого внешнего долга еще до начала структурных преобразований. Как Польша времен Эдварда Герека, правительство РБ может потратить дорогие кредитные ресурсы не на необходимую адаптацию к новым условиям рынка, повышение конкурентоспособности, а на поддержание на плаву бесперспективной модели экономики.

В результате строительства бюджетной пирамиды Беларусь утратит финансовую устойчивость и резко увеличит уязвимость перед российским капиталом, т.е. экономическая независимость, о которой сегодня так печется глава государства, может обернуться еще более опасной зависимостью от российских кредиторов. В 2006г. Минфин разместил госбумаг на Br2,248 трлн. На чистой основе на финансирование дефицита бюджета привлечено Br1,08 трлн. Однако из них Br754 млрд. (70%) направлено на увеличение уставных фондов госбанков. Это значит, что желающих покупать белорусские ценные бумаги внутри страны даже в экономически благополучном 2006г. практически не нашлось.

Замминистра финансов Харковец по этому поводу сказал: «Роль бюджета в формировании уставных фондов банков значительна, но не выполнять главную задачу - привлекать средства для финансирования дефицита бюджета - мы не можем. В 2006г. эта проблема достигла своего пика. Фактически Минфин стал донором банковской системы ». Это в ситуации, когда официальная статистика дает мизерный объем «плохих» кредитов в банковской системе. На самом деле эта система настолько слаба, что без бюджетной поддержки грозит стать сильным тормозом развития экономики. И наверняка им станет, особенно если население откажет банкам и рублю в доверии.

Еще хуже обстояли дела с внешними заимствованиями. Из запланированных на 2006г. Br1,048 трлн. на покрытие дефицита бюджета привлечено ресурсов только на Br228 млрд. (21,8%) от плана - это провал политики заимствований. Поэтому оптимизм Минфина по поводу того, что в 2007г. ему удастся продать ГКО более чем на $1млрд., вызывает отнюдь не радость, а тревогу. Единственный фактор, который быстро охладит Минфин, - процентная ставка по ГКО. Пирамиду строить просто. Выйти из нее даже сложнее, чем избавиться от энергозависимости.

НАПРАСНЫЙ РАСЧЁТ

Правительство рассчитывает, что реальный сектор заработает производительнее и эффективнее, что бюджетная дисциплина повысится. Однако финансовые итоги года не позволяют впадать в такой оптимизм. В 2006г. предприятия получили господдержку в виде налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет более чем на Br1 трлн. К этой сумме стоит прибавить бюджетные инвестиции в экономику - Br5,2 трлн. (6,6% ВВП). Министр финансов Николай Корбут признает, что на эти деньги накручивается ВВП, «но на практике эти средства используются нерационально ». Только из-за пролонгации сроков возврата бюджетных ссуд и займов, трансформации этих ресурсов в уставные фонды предприятий бюджет недополучил около Br770 млрд. Большего всего претензий к АПК и промышленности.

В 2007г. эти сектора будут работать в режиме более жестких бюджетных ограничений, но на той же производственной базе. Поэтому вместо большей отдачи они потребуют увеличения субсидий и госпомощи. В такой ситуации Минфин либо получит право не давать им бюджетные ресурсы, либо должен будет смириться с резким увеличением расходов при стагнации доходов.

Еще больше ресурсов потребуется на поддержку ЖКХ. В 2006г. бюджетные расходы на него увеличились, но сектор так и не наладил эффективную систему сбора платежей на производимые услуги. По информации Корбута, «сама отрасль имеет огромную дебиторскую задолженность ». На начало 2007г. она превысила Br735 млрд. при объеме кредиторской задолженности в Br680 млрд.

Правительство вплотную подошло к ситуации, когда надо банкротить убыточные, неплатежеспособные предприятия. Лишних денег в бюджете больше не будет. По данным Высшего хозяйственного суда, в 2006г. в хозсуды было подано 1857 заявлений о банкротстве, за год их количество увеличилось на 37%.

СУЕТА

Далеко не смертельное нефтегазовое дуновение из России - и понеслось. Складывается впечатление, что белорусские власти ждали хорошего повода отказаться от социализма, даже провоцировали его наступление. Президент даже несколько преувеличивает силу удара, дабы стряхнуть со своих подчиненных инерцию и успокоенность от 10-процентного роста ВВП.

Чиновникам больше не надо объяснять, кто нам грозит извне, а вот список внутренних врагов надо обновить. Бесхозяйственность, забюрократизированность, зарегулированность, энергоемкость, коррупция, низкое качество управления активами, задолженность, зацикленность на одном рынке сбыта - каждый из этих врагов гораздо опаснее для Минска, чем все декларации ЕС, США и ООН вместе взятые. Задание для чиновников усложняется тем, что нужно отказаться от тех инструментов экономической политики, которым до сих пор не было альтернативы. Сегодня они на свой страх и риск должны стать рыночниками, но сделать это так, чтобы глава государства и электорат, не дай Бог, не подумали, что страна резко меняет курс.

Анализ первой волны мнений, реакций и действий правительства в контексте экономической войны с Россией показывает, что чиновники засуетились, задергались, но каждый в своей ведомственной клетке. Каждый спасает себя в должности, отстаивает бюджет своего ведомства и сектора. Никто не осмеливается предложить одно системное решение, одну большую макроэкономическую игру, в которой энергия правительства, номенклатуры, директората и бизнеса создают синергию реформ, новое качество белорусской экономической системы.

Поэтому многие указания сверху напоминают приказы прапорщика: «Стой на месте, иди сюда». Сократить поддержку села, но в такой степени, чтобы оно начало давать прибыль. Не снижать объемы строительства жилья, но чтобы квартиры были в 2 раза дешевле. Не допускать роста цен, но компенсировать потери производителей тепла, электроэнергии и других услуг ЖКХ. Модернизировать промышленность, но без приватизации, только за счет внутренних ресурсов. Повышать доходы населения, но чтобы производительность труда росла быстрее. Экспортировать больше, в первую очередь на Запад, но без снижения налоговой нагрузки и либерализации внешней торговли. Сделать более доступными кредитные ресурсы для предприятий, но чтобы население не вздумало отказываться от рублевых депозитов. Делать по-новому, но чтобы электорат и номенклатура думали, что продолжаем работать по-старому. Принимать решения самостоятельно и брать ответственность на себя, но всегда помнить, кто в доме хозяин.
Добавить комментарий
Проверочный код