Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Экономика

Занимательная нефтеарифметика

12.02.2007
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

В полку «дурацких проектов» большое пополнение. Сразу две зарубежные компании подтвердили намерение построить альтернативные трубопроводы, чтобы снизить транзитные риски, возникающие в Беларуси. На прошлой неделе немецкая энергетическая группа RWE официально заявила о намерении построить альтернативный путь доставки газа в Западную Европу из России. Цена проекта - 1 млрд. евро. А глава российской компании «Транснефть» Семен Вайншток объявил, что 12 февраля начинается строительство нового нефтепровода, в обход территории Беларуси.

Стоимость нового проекта, расширяющего Балтийскую систему нефтепроводов (БТС) и существенно (как минимум на 50 млн. т ежегодно) снижающего транзитную зависимость России, составляет $2,5 млрд. Это именно та сумма, которую, по оценке Владимира Путина, ежегодно теряет Россия на скидках при поставке нефти в Беларусь. Следовательно, о нормативной окупаемости плана расширения БТС можно не беспокоиться. Но в свете заявленного белорусскими властями повышения с 15 февраля тарифов на транзит нефти по территории республики российский проект может окупиться еще быстрее. Причем после ввода даже первой очереди нового нефтепровода (через два-три года) Беларусь перестанет рассматриваться как безальтернативный маршрут доставки нефти в Северо-Западную Европу.

Белорусскому президенту план расширения БТС не понравился. Об этом можно судить по его интервью агентству Reuters: «Только люди, не умеющие считать до десяти, способны использовать подобные маршруты. Этот путь в 2 раза России будет дороже. Во-вторых, надо иметь в виду позицию европейцев в отношении того, что перегруженная Балтика наводняется еще и нефтью. Но, в конце концов, это их дело, их право. Мы поставили задачу - диверсификация поставок в Беларусь». Президент тут же преподал россиянам показательный урок арифметики.

Сложив и подытожив, Александр Лукашенко заявил: «От повышения цен на газ и нефть наша экономика потеряет $5 млрд. за год. Если посчитать наш ВВП в $50 млрд., то $5 млрд., это 10% ВВП, которые Россия изымет из нашей экономики». Хотя еще две недели назад те же самые потери президент оценивал скромнее - в $3,5 млрд. Конечно, ставки в геополитических играх весьма высоки, но такими темпами все-таки не возрастают. Ведь цены на российскую нефть, поставляемую в республику, в феврале упали до самого минимального уровня 2006г.

Не стыкуются и другие суммы, называемые Александром Лукашенко. Например, потенциальные затраты России на создание группы войск, заменяющих белорусские вооруженные силы на западном направлении, тоже резко возросли буквально за неделю - с $21 млрд. (как сообщил Лукашенко в интервью газете «Завтра» 1 февраля 2007г.) до $25 млрд. Надежды президента на диверсификацию тоже выглядят преувеличенными.

Наша республика планирует (видимо, в те же сроки) получать «не менее 20% энергоресурсов через порты Черного и Балтийского морей». Эти цифры назвал на пресс-конференции председатель президиума НАН Беларуси Михаил Мясникович. Таким образом, Россия построит трубу с потенциалом перегонки 75 млн. т нефти, которая полностью заменит белорусское направление, а Беларусь за это время на 20% диверсифицирует поставки. При этом остается непонятной экономическая сторона альтернативных поставок нефти. Власти даже не пытаются убедить общественность в том, что эта иностранная нефть (с учетом стоимости доставки) будет дешевле российской. Но даже без этого ключевого компонента относительное сравнение заявленных сторонами целей явно не в пользу Беларуси.

Белорусский президент твердо уверен, что «найдутся желающие компании, которые поставят в Беларусь нефть, с которыми мы приватизируем наши предприятия. Найдутся компании, которые придут на наши предприятия со своей нефтью, но это будет самая большая опасность для России, так как это приведет к потере традиционных для РФ европейских рынков. Если сюда придут другие компании, которые поставят нефть и продадут нефтепродукты, Россия будет отсечена от европейского рынка. Но я не думаю, что так может быть. Я уверен, что в России и в бизнесе, и в политике здравый смысл возобладает, и РФ вернется в Беларусь на тех принципах сотрудничества, на которых оно строилось».

Между тем Владимир Путин видит будущее России в увеличении экспорта продукции высокой степени переработки. И в подтверждение планов, заявленных российским президентом, глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко сообщил о том, что отныне новые НПЗ будут строиться на территории России и тех стран, куда поставляется нефть. Очевидно, что реализация этих проектов создаст серьезные проблемы для нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси. Через три года не Москве придется думать, как перегнать нефть в Европу и где ее переработать, а белорусскому руководству придется сильно поломать голову над тем, где взять недостающие объемы нефти, чтобы занять трудящихся нефтеперерабатывающей отрасли, являющейся стержнем национальной экономики.

Кстати, со стороны ближайших белорусских соседей - Польши и Латвии - не последовало никаких возражений по поводу намерения России расширить БТС. Польша уверена, что даже при закрытии «Дружбы» российская нефть будет поступать через морские терминалы, а Латвия вообще хотела бы добиться того, чтобы новый нефтепровод прошел по ее территории. На юге Европы Россия тоже активно проталкивает план строительства нефтепровода Бургас - Александруполис, который разгрузил бы пролив Босфор. Уже утвержден текст соглашения, а его подписание намечено на самое ближайшее время. В случае реализации проекта у России появится дополнительный канал поставки нефти в южноевропейские страны. Все это свидетельствует о том, что, пока некоторые лидеры сопредельных стран вынашивают планы, как бы половчее ухватить Россию за экспортно-транзитное «горло», Москва энергично реализует планы по строительству собственных путей доставки нефти и газа в Европу,.

Чем грозит Минску противостояние и создание Москвой обходных маршрутов для доставки энергоносителей в Европу? На этот вопрос кратко ответила газета Die Welt : «Доходы в очередной раз уменьшатся, и Лукашенко окажется прижатым к стенке. Именно поэтому к его зазывным речам, обращенным к Западу, нужно относиться более чем сдержанно». В общем, несмотря на широкую разъяснительную работу среди европейцев, немцы, как и прежде, не верят в «негибкую государственную экономику» Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код