Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (576) 12 февраля 2007 г. Автостоп

КГК сказал: «Не гони!»

12.02.2007
 

Константин ШИЯН

Комитет госконтроля намеревается взяться за перегонщиков автомобилей из-за границы. По подсчетам комитета, сейчас 90% автомобильного рынка Беларуси находится в руках физических лиц. За 2006г. 852 человека ввезли в страну якобы для себя по 10 автомашин, а 14 из них - по 50. Из-за этого бюджет теряет большие деньги.

Если бы перевозчики не имели возможности ввозить автомобили в страну через подставных лиц, бюджет пополнялся бы на $200 млн. таможенных пошлин и Br7,3 млрд. подоходного налога ежегодно - такие данные в декабре прошлого года озвучил замначальника главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью КГК Валентин Потапович.

По мнению КГК, искоренить порочную, с точки зрения наполняемости госбюджета практику поможет введение запрета на ввоз автомобилей по доверенности или хотя бы фиксирование строго определенной квоты - с таким предложением комитет уже обратился в Совмин. Новацию бодро откомментировала «СБ»: «В следующем году многие перегонщики пожелают срочно легализовать свою «нетрудовую» деятельность ». Сами же перевозчики свой статус менять не спешат. По их мнению, инициатива КГК грозит сокращением импорта автомобилей и серьезными неудобствами со стороны заказчиков: теперь им придется открывать визу в сопредельные страны и лично перемещать на территорию страны свой автомобиль. О том, что в этой связи ждет рынок подержанных автомобилей, корреспонденту «БелГазеты» рассказал частный перегонщик Павел К.

- В КГК посчитали, что государство недополучает денег из-за того, что даже крупные перегонщики, перегоняя машины фурами, по сути, ничего за это не платят. Что интересно, я общаюсь с коллегами по всей Беларуси, и они говорят, что на некоторых таможенных пунктах, например в Гродно и Бресте, машины, привоз которых оформлен по доверенности, просто не пускают в страну. Их разворачивают без объяснения причин. Хотя официально никаких запретов не принято.

- И как они поступают в таком случае?

-
Вызывают человека, на которого оформлена доверенность, чтобы тот забирал свой автомобиль. Но дело в том, что перегонщики до сих пор продолжают оформлять доверенность не на самого будущего владельца (нередко его еще нужно найти), а на какую-нибудь ничего не понимающую в этих вопросах бабушку. И бабушке надо получать визу в ту же Польшу и ехать за каким-то автомобилем…

- В КГК говорят о $200 млн. потерь бюджета только с таможенных платежей. Цифра обоснована?

- Не понимаю, откуда взялась эта цифра. Наверняка имелась в виду разница в оформлении документов: юрлицо выплачивает 50 евро за автомобиль, физлицо - 10 евро. Но это смешные деньги. Возможно, расчет на то, чтобы перегонщики оформляли за год ввоз только одного автомобиля на одного человека. При повторном ввозе на одно и то же лицо растаможка автомобиля в возрасте от 3 до 10 лет (а это самая популярная категория ввозимых автомобилей) будет стоить уже не 0,4 евро, а 2 евро за каждый кубик объема. Но никто и никогда на это не пойдет: при таких тарифах возить машины из-за рубежа просто невыгодно. Так что приводить такие цифры можно исключительно из популистских побуждений.

- И к каким же схемам ввоза автомобилей будут прибегать перевозчики?

-
Все очень просто: каждый автомобиль будут пригонять для конкретного заказчика, который должен будет получить визу и сам приехать за машиной. Но проблема не в этом. Многие покупатели просто не захотят или не смогут приехать в Польшу и забрать свой автомобиль.

-А сколько зарабатывает типичный перегонщик?

-
Это зависит прежде всего от того, откуда машина. Сейчас мало гоняют из Германии или Франции. Чаще машины забирают в Польше или странах Балтии: либо европейские, либо «американцев» с морских паромов. В таких случаях перегонщик обычно берет не более $300 «чистыми» с автомобиля. В стоимость последнего закладываются также затраты на переезд, питание, гостиницу и т.д. Обычно выходит немногим более $500.

- Чего ждут перегонщики от готовящегося закона?

- Рискую показаться банальным, но потеряют в первую очередь простые потребители. Машин станут ввозить меньше, стоить они будут дороже. Пока, правда, трудно прогнозировать, насколько. Получится, как со свободными таможенными складами: открыли, говорили много, а народу до фени, большинство ничего там не покупает. Но главный парадокс как раз в том, что потеряет и государство. И потеряет немало. Таможенные платежи, включая растаможку, постановка автомобиля на учет - все это стоит немалых денег. Пресловутая доверенность стоит Br170 тыс., которых тоже не будет. Глядишь, через некоторое время по БТ расскажут, какие мы, перегонщики, нехорошие: утаивали деньги. А через полгода опять скажут: «Бюджет недополучает средств». И народ опять начнет ездить на старом гнилье.

- Вы считаете готовящийся запрет неуместным?

-
Конечно, закономерно желание государства получать больше. Я, например, тоже считаю неправильным, что люди, перевозящие в год больше сотни авто, не платят ничего. Но принимать тупой запрещающий закон нельзя. Да, можно «зарезать» всех перегонщиков, но кому от этого станет легче? Ни государству, теряющему на растаможке, ни частным перегонщикам, которых лишают хлеба, ни потребителю, которому придется покупать автомобили лишь у крупных импортеров.

- И какой альтернативный способ пополнения бюджета за счет ввозимых автомобилей вы предлагаете?

- Наилучшим решением в этой ситуации был бы некий «налог на помощь при перегоне автомобиля». В любом случае, это должен быть типовой документ. Вообще, было бы лучше внедрить в эту сферу специальные ваучеры на пригон автомобиля стоимостью, например, в 50-70 евро - это была бы его разумная цена. Помимо доходов государство получило бы возможность точно знать, сколько машин ввозится, кто и кому их перегоняет: ведь покупатель ваучера все это заполнял при регистрации на таможенном пункте.

- Почему бы перегонщикам тогда просто не стать ипэшниками?

-
На это никто не пойдет. Предпринимательство же подразумевает уплату единого налога независимо от того, есть у тебя работа или нет. А перегон автомобилей - занятие сезонное, очень немногие круглый год могут находить клиентов. А как быть начинающим? Переход к ИП или ЧУП должен быть мягким. Большинство неосведомленных молодых людей считает деньги от перегона легкими и большими. У них появилась бы реальная возможность попробовать и оценить свои силы: если повезет, открывай ИП, нет - пробуй себя в других отраслях. Все по-честному. Вдобавок у покупателя автомобиля не было бы в отношении подрядчика никаких подозрений. Мне кажется, народ это принял бы с удовольствием.

«НЕЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС ПРИОБРЕТЕТ ПРАВОВЫЕ РАМКИ»

Татьяна ГЕРАСИМОВА, замначальника свободного таможенного склада ООО ТД «Ждановичи».
Можно сказать громкими словами: «Будут убраны незаконные перегонщики», а в самом нормативном акте записать: «Рекомендательная норма». В этом случае проект ляжет в правовой базе мертвым грузом. А вот если введут какую-то конкретную норму, а также строгие санкции, тогда можно будет говорить о действительных результатах. В этом случае свободный склад, безусловно, приобретет новых клиентов - между запретом на деятельность незаконных перегонщиков и ростом нашей клиентуры будет прямая зависимость, причем в сторону резкого роста. Цивилизованные люди, каковыми становятся граждане Беларуси, должны иметь цивилизованную возможность приобретения автомобилей (пусть пока и подержанных), которой является свободный склад. На свободный склад может прийти любой, в т.ч. иностранный гражданин, и выбрать для себя или своей фирмы автомобиль, а если такого автомобиля нет, то сотрудники свободного склада могут принять заказ и обеспечить поставку необходимого автомобиля в кратчайший срок. Поэтому говорить о том, что принятие такого постановления Совмина приведет к сокращению импорта автомобилей необоснованно. Просто нелегальный бизнес наконец-то приобретет правовые рамки.
Добавить комментарий
Проверочный код