Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№4 (574) 29 января 2007 г. Накоротке

«Доколупались до формы спортсменов…»

29.01.2007
 

Татьяна КАРЮХИНА

Минский фотограф Валерий САВУЛЬЧИК, соавтор заметных проектов, выставлявшихся недавно во Дворце искусства и галерее «Подземка», - «Тайны десятой планеты» (в соавторстве с Андреем Логиновым) и «Кто мы свиньи?» (с Алексеем Хацкевичем), - «когда-то занимался совсем иной фотографией». Но затем «перешел в другую канавку, потому что мысль не должна стоять на месте: если художник не развивается, а тупо пашет, то он - рабочий». В своих работах Савульчик попытался представить «все слои нашего общества: рабочие, партизаны, клерки-юристы-депутаты, спортсмены и колхозники. Вы считаете себя интеллигенцией? Официально вас нет!». Как «нет музеев, галерей, и пробиваться некуда!»

О СПОРСТМЕНАХ И СИМВОЛАХ

На недавней выставке молодых художников во Дворце искусства, где должен был выставляться проект Савульчика, минская публика его так и не увидела: «Доколупались до формы спортсменов: что это у вас здесь, спрашивают. Решили, что здесь закодирована гадость какая-то. Я говорю: «Это надпись «Беларусь», а это…» Ну как пояснить человеку, что это за символы на форме? Потом ему не понравились лица: «Спортсмены в курсе, что вы их фотографировали?» Я со своим изображением совсем рядом стою. Ладно, подошел ближе, говорю: «Да!» И тут он узнал: «Ах да, это же Мирный!» (на фото - авторы проекта Валерий Савульчик и Андрей Логинов. - Т.К.).А потом пошла новая волна: мол, фотография нам вообще не нужна. У вас есть свой Союз фотографов, вот там и выставляйтесь! И под это дело убрали всех фотографов, которые должны были выставляться в музее. Хотя тот дядька из Союза художников и еще пару мужчин - таких man in black - потом подходили и тихонько так говорили: «Классная работа, но не пройдет!»

На следующую выставку - «Карнавал» -«работа, само собой, тоже не пошла». «Другие образы - колхозников, партизан - кураторов не отпугнули, а эта - самая эффектная работа и самая значимая из всей серии. Определяющая: по ней можно точно сказать, о ком идет речь. Хотя ничего оскорбительного в ней нет. Но страна почему-то боится уже своих собственных символов: флага, спортивной формы».

Он больше не собирается представлять проект «Тайны десятой планеты» на родине. «Зачем мне кастрированный вариант моего проекта? Я хочу, чтобы впечатление было полным. Мысль-то одна, а в одних колхозниках нет мысли. Это просто веселые картинки. Вот в Киеве в мае будет выставка, там будет весь проект».

Савульчика удивляет, что кто-то находит аналогию «Тайны» с серией плакатов из проекта «За Беларусь!»: «Что, мои типажи навеяны плакатами «За Беларусь!»? Нет, мы подбирали их самостоятельно. Хотя, - он задумывается, почесывая подбородок, - это тоже хорошая сторона нашей серии».

Если бы ему «предложили поучаствовать в проекте «За Беларусь!», то меньше чем за $3 млн. не согласился бы. Или нет, вообще не согласился бы: слишком навязчивая ассоциация с этой фразой, и в ближайшие лет пять ничего нового по поводу этих слов не родится».

О МУЗЕЯХ И ГАЛЕРЕЯХ

Приехав недавно из Берлина, где в рамках Первого фестиваля белоруской культуры GOOD-BY Савульчик представлял «Тайны десятой планеты», он отметил, что «работать в Берлине, безусловно, комфортнее. Есть доступ к информации, и само происходящее вокруг тебя (я имею в виду искусство) не скрыто, не законсервировано. А здесь в силу того, что ничего не происходит, работать невозможно. И пробиваться некуда. Исчезло то, куда можно было стремиться: среда, культура, музеи, галереи. Сколько у нас осталось относительно интересных мест в городе, куда еще можно сходить на какую-то выставку? Три: краеведческий музей, Дворец искусства и Музей современного искусства, да и в тот идешь через раз: иногда они умудряются выставлять соломку и дутое стекло, ВДНХ какое-то устраивают».

«Галереи открываются, но даже если они с благими намерениями готовятся заняться современным белорусским искусством, закончится все равно все тем, что они будут вынуждены выставлять соломку или еще какую-нибудь чушь. Когда-то давно была золотая галерея - «6-я линия». И там проходили действительно интересные выставки и перфомансы. Но аккурат по этой же причине пришел какой-то дядька и сказал: «Все, теперь будем выставлять то-то и то-то».

«Есть еще «Подземка». Это весело и интересно, но это не профессиональное помещение для выставок. Скорее, клуб: там одна и та же тусовка из 50-100 человек. А художник всегда найдет повод попить водки: принес в «Подземку» пять картин - вот и праздник»
.

«Кстати, что меня поразило в Германии: там есть сеть галерей, которые борются с рынком искусства. Эти люди считают, что нельзя искусство продавать очень дорого. И намеренно занижают цены до минимума, продавая произведения художников чуть ли не как плакаты».

О МАРСЕ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Объясняя концепцию последнего проекта «Тайна десятой планеты», Савульчик вспоминает: «Несколько месяцев назад мы нашли очень старую подшивку «СБ» за 90-е гг. и раскопали уйму статей про НЛО. Нашли даже карту Беларуси с местами, в которых отмечено, куда у нас приземлялись инопланетяне. И в одном из номеров увидели статью, смысл которой в том, что кто-то в мире делает космический челнок, а белорусы то ли участвуют, то ли просто очень хотят попасть на этот челнок, чтобы слетать в космос. Статья называлась, «Белорусы хотят на Марс». У нас, собственно, они и прилетели на Марс. И обалдели!»

«Это, наверное, наше личное желание всех белорусов отправить на Марс
, - поясняет он далее. - Пусть действительно летят - все, кто хочет».

Он уверен, что представил в проекте«все слои нашего общества рабочие, партизаны, клерки-юристы-депутаты, спортсмены и колхозники». «Интеллигенция? - переспрашивает в недоумении. -Ее официально не существует. Думаете, вы интеллигенция? Тогда вас нет в Беларуси». По мнению Савульчика, «художник тоже может быть рабочим: пашет с утра до ночи, а в голове ничего не происходит. При этом он очень профессионально выполняет свою работу. Официальные художники - это точно рабочие. Поэтому все творческие союзы - художников, композиторов, писателей - давно пора разогнать по колхозам, и пусть люди занимаются своим делом».

О ЗАПРЕТАХ И РАБОТЕ

В «Тайне десятой планеты» «еще были менты». Савульчик соглашается показать работу, которую не видел вообще никто: «Это самый веселый снимок. Но за этот снимок можно было потом поплатиться… Стать запрещенным художником очень просто: достаточно прийти с этим в любую галерею или музей…»

«Ведь кто определяет всю систему? Конкретно никто! Но ты приходишь в музей или в галерею делать выставку, приносишь свои работы - и тебе дают добро. А спустя день директор галереи, который уже связался с Минкультом, скажет: «У нас нет времени вами заниматься». Кому, например, мешал Саша Пушкин? Ну, воткнул вилы в навоз, устроил несколько перфомансов. А теперь пишет в провинции иконы, и не слышно о нем».


ТОП-ТЕСТ

Из просмотренного по телевизору на прошлой неделе Валерий Савульчик помнит только «прогноз погоды сегодня утром», потому что никогда не обращает внимания на то, что «болтают по ящику: это фон для того, чтобы картошку чистить». Его удивило и обрадовало событие, о котором «рассказывать никак нельзя, я лучше промолчу», говорит он, делая таинственное лицо. Его давно «ничего не огорчает и не обескураживает: «А что, новый указ вышел интересный?»

ПРОГНОЗ

«Через 10 лет нам прямая дорога на Марс». Белорусские спортсмены вряд ли порадуют нас в этом году: «Давно пора понять, что нам следует заниматься физкультурой, а не спортом». Искусство в ближайшее время «либо сгниет, либо взорвется. И что произойдет при взрыве, предположить нереально. Может, художники столкнутся со спортсменами, и последние проиграют».

БЛИЦ

Сколько денег вы хотели бы получать в месяц? - $1 млн.

Какова сумма вашего гонорара за работу? - Деньги вообще не имеют значения.

Какие марки одежды вы предпочитаете? - Рыночные.

На чем вы ездите? - На общественном транспорте.

Вы подражаете кому-нибудь? - Всем подряд. Час общения - и я начинаю неосознанно копировать других людей.

Вы хотели бы открыть свое дело? - Пожалуй, да. У меня даже была своя творческая мастерская.

Почему ваше дело закрылось? - Потому что для такого бизнеса нужна команда из профессиональных экономистов, которые просчитывают риски, и художников, выполняющих творческую работу.

Вы будете выполнять хозяйственные работы, встанете у станка? - Если будет необходимость.

О каком фотоаппарате вы мечтаете? - Canon 300, он у меня есть.
Добавить комментарий
Проверочный код