Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№4 (574) 29 января 2007 г. Личный вкус

Помните, каким он парнем был?

29.01.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

Тем, кто действительно помнит, каким он парнем был, не нужно объяснять, что это строки из советской песни про космонавта Юрия Гагарина - первого человека, который, преодолев притяжение матери-Земли, улетел в космос по заданию отца-Союза. В смысле, СССР… Кто бы мог тогда подумать, что наступит время, когда это придется расшифровывать!

Тем же, кто живет, не подозревая о таких древних пластах истории, как 60-70-е гг., кому ничего не говорит фамилия Гагарин или, к примеру, фамилия Климук (на всякий случай: советский космонавт родом из Беларуси), а также дата 12 апреля, объяснять, что за песня такая, совершенно бесполезно. Тем более напевать ее в надежде передать поколению next и next-next высокий накал любви и восторга некогда бесчисленных поклонников некогда страшно популярного парня с настоящей звездной историей и настоящей звездной улыбкой.

Тем не менее и млад, и стар, и даже кое-кто в статусе суперстар радовался в течение второй половины января выставке «Гагарин жив» художника Василия Почицкого, открывшейся 13-14 января (да-да, космическое открытие растянулось на целых два «подземных» вечера) в галерее «Подземка» (пр-т Независимости, 43).

Космос Юрия Гагарина в оптической интерпретации Василия Почицкого был хорошо обозреваем из «подземкинского» подземелья в самых разных, порой интимно-лирических ракурсах. Что явствует даже из наугад взятых названий некоторых представленных в экспозиции работ: «Собака Лайка перед полетом надеется на лучшее…», «Королев с собачкой Лайкой перед запуском», «Пламенное сердце Гагарина»...

Посетители выставки, желающие повстречаться с Василием Почицким, уже 20 лет известным под прозвищем Гагарин в художественных кругах Речицы (там родился в 1967г.), Минска, Санкт-Петербурга, Москвы, Лондона и других мировых центров культуры, подавляющим большинством голосов определили хит выставки - объект «Оптический обман». Такой простой на первый взгляд: обтертый, замусляканный, треснувший, Бог знает где и Бог знает сколько провалявшийся, как бы тронутый тлением бюстик Гагарина-героя вставлен в типа космическую проволочную конструкцию…

Через некоторое время сострадательного созерцания сквозь проволочные заграждения отбитого носа бедного Гагарина растроганный темой тленности-бренности зритель обнаруживает глазок, приглашающе расположенный в проволочном клубке прямо напротив (глазок - в глазок) того, что осталось от лица покорителя звездных просторов.

Пытливый любитель изящного, естественно, откликается на провокацию непосредственного физического контакта с произведением искусства, прикладывает свой глазок - в глазок – и переживает почти катарсис. Там - вопреки естественно ожидаемому простому приближению уже изученного помятого лица - там, в фокусе волшебницы-линзы, на румяном голубоглазом лице Гагарина нет ни трещинки-щели, ни паутинки, ни пятнышка. Красавец Юра молод, его щеки и лоб идеально гладки, а взор горящ и устремлен в бескрайние просторы готовой покориться Вселенной. Понятие иллюзии здесь обретает, на мой взгляд, метафизическое измерение. Хотя большинство услышанных на вернисаже зрительских интерпретаций имело скорее социальную и культурологическую направленность.

Многочисленные гости, влекомые стремлением не только повстречаться с автором представленных объектов (числом пять) и станковых работ (семь, скорее графика, чем живопись), так или иначе связанных с гагаринской темой, но и послушать в его же исполнении песни его же сочинения, в первый вечер не поместились в небольшом пространстве «Подземки». Тогда маленькая, но очень гордая галерея, расположенная на 2 м ниже уровня пр-та Независимости, дав подряд два разных концертно-перфомансных открытия одной выставки, вновь подтвердила репутацию единственной минской галереи с по-настоящему клубной (разумеется, не в гламурной интерпретации этого слова) манерой жить. Репутацию, завоеванную всего за пару лет, пролетевших со дня возникновения «Подземки» так незаметно...
Добавить комментарий
Проверочный код