Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№4 (574) 29 января 2007 г. Экономика

Реальные деньги

29.01.2007
на виртуальной таможне

Ольга МИКША

В прошлом году свое задание по наполнению доходной части бюджета таможенники выполнили досрочно - к середине декабря. А теперь близится к завершению грандиозная работа, результаты которой позволят собирать необходимые платежи с меньшими усилиями как со стороны субъектов хозяйствования, так и таможенных инспекторов. Речь идет о начале внедрения электронной системы декларирования товаров.

В 2006г. налогоплательщики внесли в бюджет Беларуси Br4,876 трлн. в виде таможенных пошлин и сборов. По словам председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Александра Шпилевского, это на 2% превысило доведенное задание, а в абсолютном выражении сумма перечислений оказалась в 1,33 раза больше, чем в 2005г. По сравнению с 2001г. приход средств от таможенной деятельности увеличился в шесть раз. Между тем Шпилевский отметил, что доля таможенных сборов в формировании бюджета неуклонно снижается: «Это показывает, что экономика становится здоровой».

Для дальнейшей оптимизации процесса сбора наличных средств ГТК в течение двух лет ведет разработку электронной системы декларирования товаров. Как отметила начальник управления информационных технологий ГТК Людмила Кузьмич, создание виртуальной таможни и переход от бумажного документа к электронному - одно из приоритетных направлений работы комитета.

Дело в том, что внешнеторговый оборот Беларуси постоянно растет, а штат таможенников остается прежним. По данным ГТК, в 2006г. товарооборот составил $41 млрд., что на 29% больше, чем в 2005г. При этом экспорт увеличился на 24% и составил $19,7 млрд., импорт - на 33% ($21,3 млрд.). А если сравнить показатели 2002г. с прогнозом на 2010г., этот объем вырастет в три раза.

Таможенники выдают миллионы разрешений на ввоз-вывоз товара, но перед этим проводится кропотливый контроль. Сейчас товар проходит контрольные процедуры на складе временного хранения, а это 500 евро в сутки. Поэтому во внедрении электронного документа должны быть заинтересованы не только таможенники, но и субъекты хозяйствования. Как пояснила Кузьмич, когда система заработает, подавляющее большинство необходимых операций можно будет проводить еще до отправки груза и во время следования: «Когда он попадет к нам, его останется только оформить».

В прошлом году отработку технологических решений применения электронных таможенных документов ГТК начал на «Горизонте». Следующими к этой работе планируется подключить гипермаркеты, с их десятками тысяч наименований товара. «Это, конечно, затратно, но очень выгодно в первую очередь для крупных структур: не надо обращаться на склады, тратить время на таможне, держать кучу декларантов», - отметил Шпилевский.

Впрочем, до масштабного перевода таможенных документов в электронный вид еще далеко. Как сказала Кузьмич, об этом можно будет говорить, когда 20% экспортно-импортных операций будет охвачено виртуальным оформлением.

Однако воспользоваться благами цивилизации в части упрощенного таможенного оформления смогут только добросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Этот момент особо подчеркнула Кузьмич. Такие случаи, как недавняя «потеря» на территории Беларуси двух грузовиков, следовавших из Калининградской области в Россию, при электронном декларировании просто недопустимы. Напомним, что этот казус привел к усилению контроля за транзитными грузами с территории анклава и отмене рассмотрения гарантийных сертификатов, которыми Россия ранее широко пользовалась. «У нас была договоренность, что в случае, если транспортное средство не доходит до пункта назначения, российская сторона компенсирует потери белорусского бюджета. Причем в Таможенном кодексе такой нормы не было, мы просто пошли навстречу России в этом плане», - сказал Шпилевский. По данным ГТК, в 2005-06гг. 47 партий грузов, оценочной стоимостью около $10 млн., следующих из Калининградской области, не были вывезены за пределы Беларуси. Поэтому когда два транспортных средства «затерялись» в Беларуси, но российская сторона отказалась возмещать потери в виде таможенных пошлин, ГТК отменил действующую договоренность. «Конечно, перемещение по территории нашей страны усложнилось, и Россия попросила восстановить старый порядок. Но до возмещения ущерба старого порядка не будет, - заявил Шпилевский. - Если в России не прописан порядок возмещения, то это проблема не ГТК Беларуси».

Белорусские таможенники рассчитывают снять проблему до 1 марта, когда ожидается подписание соглашения о транзите. По словам зампредседателя ГТК Владимира Гошина, работа над данным документом ведется в течение трех лет. Подписание соглашения позволит решить целый комплекс вопросов, в частности определить, каким образом товары направляются из Беларуси в Россию и что делать в случае пропажи товара на территории одной из стран.
Добавить комментарий
Проверочный код