Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№4 (574) 29 января 2007 г. Экономика

Реальные деньги

29.01.2007
на виртуальной таможне

Ольга МИКША

В прошлом году свое задание по наполнению доходной части бюджета таможенники выполнили досрочно - к середине декабря. А теперь близится к завершению грандиозная работа, результаты которой позволят собирать необходимые платежи с меньшими усилиями как со стороны субъектов хозяйствования, так и таможенных инспекторов. Речь идет о начале внедрения электронной системы декларирования товаров.

В 2006г. налогоплательщики внесли в бюджет Беларуси Br4,876 трлн. в виде таможенных пошлин и сборов. По словам председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Александра Шпилевского, это на 2% превысило доведенное задание, а в абсолютном выражении сумма перечислений оказалась в 1,33 раза больше, чем в 2005г. По сравнению с 2001г. приход средств от таможенной деятельности увеличился в шесть раз. Между тем Шпилевский отметил, что доля таможенных сборов в формировании бюджета неуклонно снижается: «Это показывает, что экономика становится здоровой».

Для дальнейшей оптимизации процесса сбора наличных средств ГТК в течение двух лет ведет разработку электронной системы декларирования товаров. Как отметила начальник управления информационных технологий ГТК Людмила Кузьмич, создание виртуальной таможни и переход от бумажного документа к электронному - одно из приоритетных направлений работы комитета.

Дело в том, что внешнеторговый оборот Беларуси постоянно растет, а штат таможенников остается прежним. По данным ГТК, в 2006г. товарооборот составил $41 млрд., что на 29% больше, чем в 2005г. При этом экспорт увеличился на 24% и составил $19,7 млрд., импорт - на 33% ($21,3 млрд.). А если сравнить показатели 2002г. с прогнозом на 2010г., этот объем вырастет в три раза.

Таможенники выдают миллионы разрешений на ввоз-вывоз товара, но перед этим проводится кропотливый контроль. Сейчас товар проходит контрольные процедуры на складе временного хранения, а это 500 евро в сутки. Поэтому во внедрении электронного документа должны быть заинтересованы не только таможенники, но и субъекты хозяйствования. Как пояснила Кузьмич, когда система заработает, подавляющее большинство необходимых операций можно будет проводить еще до отправки груза и во время следования: «Когда он попадет к нам, его останется только оформить».

В прошлом году отработку технологических решений применения электронных таможенных документов ГТК начал на «Горизонте». Следующими к этой работе планируется подключить гипермаркеты, с их десятками тысяч наименований товара. «Это, конечно, затратно, но очень выгодно в первую очередь для крупных структур: не надо обращаться на склады, тратить время на таможне, держать кучу декларантов», - отметил Шпилевский.

Впрочем, до масштабного перевода таможенных документов в электронный вид еще далеко. Как сказала Кузьмич, об этом можно будет говорить, когда 20% экспортно-импортных операций будет охвачено виртуальным оформлением.

Однако воспользоваться благами цивилизации в части упрощенного таможенного оформления смогут только добросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Этот момент особо подчеркнула Кузьмич. Такие случаи, как недавняя «потеря» на территории Беларуси двух грузовиков, следовавших из Калининградской области в Россию, при электронном декларировании просто недопустимы. Напомним, что этот казус привел к усилению контроля за транзитными грузами с территории анклава и отмене рассмотрения гарантийных сертификатов, которыми Россия ранее широко пользовалась. «У нас была договоренность, что в случае, если транспортное средство не доходит до пункта назначения, российская сторона компенсирует потери белорусского бюджета. Причем в Таможенном кодексе такой нормы не было, мы просто пошли навстречу России в этом плане», - сказал Шпилевский. По данным ГТК, в 2005-06гг. 47 партий грузов, оценочной стоимостью около $10 млн., следующих из Калининградской области, не были вывезены за пределы Беларуси. Поэтому когда два транспортных средства «затерялись» в Беларуси, но российская сторона отказалась возмещать потери в виде таможенных пошлин, ГТК отменил действующую договоренность. «Конечно, перемещение по территории нашей страны усложнилось, и Россия попросила восстановить старый порядок. Но до возмещения ущерба старого порядка не будет, - заявил Шпилевский. - Если в России не прописан порядок возмещения, то это проблема не ГТК Беларуси».

Белорусские таможенники рассчитывают снять проблему до 1 марта, когда ожидается подписание соглашения о транзите. По словам зампредседателя ГТК Владимира Гошина, работа над данным документом ведется в течение трех лет. Подписание соглашения позволит решить целый комплекс вопросов, в частности определить, каким образом товары направляются из Беларуси в Россию и что делать в случае пропажи товара на территории одной из стран.
Добавить комментарий
Проверочный код