Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№4 (574) 29 января 2007 г. Экономика

Каков купец, таков и товар

29.01.2007
Тенденции розничных продаж 2006г.

Ярослав РОМАНЧУК

За 11 месяцев минувшего года денежные доходы населения составили Br42,3трлн., или $19,7 млрд. Среднестатистический белорус в месяц получил около $170. По оценке Минстата, это на 25,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этой суммы зарплата составила 60%, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) - 21,3%. Доходы от собственности продолжают находиться в зоне статистической погрешности - 1,8%. Любопытно звучит формулировка еще одного источника - «доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и др. ». Учитывать неучтенное и не учитывать очевидное - это искусство.

КОНСУМЕРИЗМ ПО-БЕЛОРУССКИ

Денежные расходы и сбережения населения в январ-ноябре 2006г. составили Br42 трлн. На покупку товаров и услуг потрачено Br34,7 трлн.; на налоги и взносы пошло Br5,4 трлн., на накопления и вклады Br1,9 трлн. (4,5%). Это значит, что в 2006г. средний белорус тратил в месяц $140. На налоги и взносы шло $22, на сбережения - всего $8. С таким раскладом подавляющее большинство людей может только мечтать о покупке квартиры или высококачественного образования за рубежом. Получив чуть больше доходов, мы не начали думать о завтрашнем дне, а о текущем потреблении.

В конце 1990-х белорусы только-только оправились от гиперинфляции периода 1992-95гг. Они с облегчением восприняли переход на единый курс белорусского рубля. Наконец, привлекательными стали привычные вклады в привычных банках. Иных форм сбережения (акции, облигации, иные финансовые инструменты) подавляющее большинство граждан до сих пор не знает. Поэтому даже предложенные банками проценты подкрепляли уверенность в завтрашнем дне. Людям невдомек, что на цивилизованном фондовом рынке они могли бы заработать не 2-4% реального дохода, а 15-20%. Именно такие результаты показывали стабильные фондовые рынки Европы и США.

Из Беларуси постепенно ушла финансовая осторожность. Под пропагандистским напором домашние хозяйства изменили свою оценку краткосрочных и долгосрочных рисков. Беспрецедентно доступным стал потребительский кредит. В 2004-06гг. реальные денежные доходы ежегодно увеличивались на 15,4%. Люди поверили, что это надолго - и начали тратить. Немного, не как в США, Германии или Франции, но рекордно много в новейшей истории Беларуси.

Таблица

ЧТО ЕЛ И СКОЛЬКО ПИЛ СРЕДНИЙ БЕЛОРУС

В 2006г. спрос населения стал важнейшим компонентом роста ВВП. Из основных продуктов питания наибольший рост потребления в физическом выражении зафиксирован по коньяку. Этого напитка в 2006г. продано на 55,7% больше, чем в 2005г.

На втором месте стоит традиционный напиток белорусов - водка. Объем ее продаж вырос на 28,4%. На третьем месте - безалкогольные напитки (19,4%). По сравнению с уровнем потребления 2003г. наибольшие темпы роста отмечены по коньяку (86,6%), пиву (81,6%) и майонезной продукции (68,9%).

Пересчитав потребление различных товаров на душу населения, можно определить, что покупал и сколько тратил средний белорус в месяц в 2006г. Мяса и мясопродуктов среднестатистический беларус покупал 6,2 кг в месяц; цельномолочной продукции - 7,7 кг., животного масла - 300 г, сыра - 260 г и еще 840 г растительного масла.

Белорус в месяц покупает 1,4 кг сахара, 1,3 кг рыбы, 1,4 кг круп, 800 г макарон, 12,6 яиц и 1 кг кондитерских изделий. В последние четыре года белорусы стали заметно больше пить. Так, ежемесячные покупки безалкогольных напитков составляют 3,9 л плюс 900 гр водки и 3 л пива.

БОЛЬШЕ ТОВАРОВ В ДОМ

Далеко не все деньги проедал или пропивал средний белорус. Заметно увеличилось потребление товаров длительного пользования, одежды, товаров бытовой химии и бензина. В 2006г. белорус тратил в среднем в месяц $6 на одежду и белье, $3,5 на обувь. Несмотря на то, что за 2006г. увеличены объемы продаж одежды и белья на 25%, обуви на 12,5%, до западноевропейских стандартов потребления этих товаров (до 600 евро) очень далеко. О росте благополучия свидетельствует рост потребления бензина. В 2006г. ежемесячно средний белорус покупал 6 л.

При высоком уровне потребления алкоголя и табака белорусы очень мало денег тратят на медикаменты, предпочитая, очевидно, народную медицину. В 2006г. белорус на медикаменты и химическо-фармацевтические товары тратил всего $2,5 в месяц.

Достиг насыщения рынок бытовой техники. После взрывного роста объемов продаж телевизоров наступила стабилизация. В 2006г. их продано всего на 3,6% больше, чем в 2005г. Темпы роста объемов продаж холодильников выше (6,1%), но не настолько, чтобы за счет внутреннего рынка компенсировать возможные потери от закрытия российского рынка. На фоне этого пусть небольшого, но роста в 2006г. настораживает резкое падение объема продаж стиральных машин - на 16,8%. Хотя это больше, чем в 2003г., но к проекту размещения данного производства в Беларуси надо подходить очень осторожно.
Добавить комментарий
Проверочный код