Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (572) 15 января 2007 г. Тема недели

Полный обсчёт

15.01.2007
Сценарии для Беларуси на 2007г.

Ярослав РОМАНЧУК

№ 2 [572] от 15.01.07 - Нефтегазовый скандал начала 2007г. позволяет предположить, что два важнейших фактора, обеспечивавшие экономический рост белорусской экономики, - дешевые энергоресурсы и беспрепятственный доступ к российскому рынку, уходят в прошлое. Вне зависимости от достигнутых договоренностей, Беларусь и Россия будут все интенсивнее дрейфовать друг от друга.

В нашем прогнозе на 2007г. исключены два крайних сценария: поглощение Беларуси Россией и полный развод двух государств с восстановлением границы и полноценной торговой войной. Они маловероятны, т.к. в обеих странах есть немало лоббистов, заинтересованных в сохранении определенной открытости. К тому же, в обеих странах пока нет ярко выраженной политической воли выйти из подписанных соглашений о таможенном союзе и союзном государстве. Достигнутые соглашения по поставкам газа и нефти на 2007-10гг. это вполне доказывают.

РАЗМИНКА

В белорусской экономике 2007г. пройдет под знаком ухудшения отношений с Россией. Компромисс по газу, экспортной пошлине России на сырую нефть и разделу поступлений от таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов - это всего лишь форма развода. В рамках нефтяного баланса Беларусь вынуждена будет заплатить России на $1,5-1,8 млрд. больше, чем в 2006г. Это примерно 5% ВВП. С учетом газа потери Беларуси от новой энергетической политики составят около 6% ВВП. Без этих денег правительству Беларуси невозможно выполнить уже утвержденные экономические параметры. В новом нефтяном раскладе РБ не сможет зарабатывать на нефти такие огромные суммы, как в 2004-06гг.

Уже в I квартале надо подвергнуть серьезной ревизии бюджетную, инвестиционную и социальную политику. Правительству не удастся профинансировать в запланированном объеме сельское хозяйство и строительство, гарантирован рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и общественный транспорт.

Высока вероятность того, что уже в первой половине года власти пойдут на девальвацию рубля. Пока трудно сказать, как поведет себя Нацбанк. В 2007г. давление на него резко усилится. С одной стороны, от главного банка будут требовать снижения стоимости кредитов и роста ликвидности банковской системы, с другой - ему нужно будет удерживать темпы роста депозитов населения и обеспечивать спрос на растущую рублевую массу.

Население очень внимательно следит за процентными ставками. Часть людей постарается либо перевести депозиты в доллары, либо вообще забрать их из банков. Если Нацбанк не ужесточит монетарную политику, а в страну не придет как минимум $1 млрд. прямых иностранных инвестиций, то инфляция в 2007г. составит около 15%. Внешние кредиты правительству могут временно снизить давление в финансовой системе, но они не поднимут рентабельность и конкурентоспособность предприятий. Легко прогнозировать увеличение числа убыточных предприятий в 1,5-2 раза, падение рентабельности продаж с 8% в 2006г. до 4-5% в 2007г.

СЕКВЕСТР И ЗАТЯГИВАНИЕ ПОЯСОВ

Механический перенос тяжести новых цен на газ и нефтепродукты на налогоплательщиков - сильный удар по их финансовому положению. Спасти доходную часть бюджета без уменьшения налоговой нагрузки будет весьма трудно. Значит, Минфин должен будет предложить программу проведения секвестра уже принятого бюджета.

Минэкономики и Минэнерго предстоит установить новый, политически и социально очень чувствительный, баланс между новыми ценами на ЖКУ, общественный транспорт, тепло- и электроэнергию. С одной стороны, надо не загнать в убытки производителей этих услуг, с другой - не довести до социального взрыва. В топливном секторе и так больше всего убыточных предприятий, а при новых ценах на газ и нефть их станет еще больше, если им не позволить поднять тарифы на свои услуги или не увеличить бюджетные трансферты.

Администрации президента и Совмину предстоит нешуточная борьба с отраслевыми лоббистами. Минсельхозпрод станет жаловаться на ухудшение условий работы на российском и внутреннем рынках. Поэтому возрастут его требования еще больших бюджетных трансфертов и усиления протекционизма. Минстройархитектуры будет настаивать на снижении цен на жилье, что нереально. Минпром потребует расширения списка предприятий, которые получат льготы по уплате НДС, оборотных налогов и отчислений в бюджетные фонды. Промпредприятия будут стараться выторговать себе льготные тарифы на газ и электроэнергию, с чем не согласится Минфин. А директорат будет настаивать на своем - выполнить прогнозные показатели по росту объемов производства без новой порции льгот будет очень трудно.

Нелегкие времена наступают для Минтруда и соцзащиты. При ухудшении финансового положения и вымывании оборотных средств предприятиям чрезвычайно трудно выполнить задания по темпам роста зарплаты. На модернизацию производственной базы инвестиций хватать не будет, поэтому при росте затрат и приказе сохранять занятость увеличить производительность труда будет очень нелегко. Едва ли получат уже привычные повышения выплат пенсионеры. Пенсии тоже придется немного секвестировать. Естественно, всему виной - недружественные действия руководства России…

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ

Тем не менее уступки России в 2007г. по нефти и газу оставляют надежды. Если бы условия оказались по-настоящему рыночными, удар был бы как минимум в два раза сильнее. В 2007г. ожидать коллапса экономики нет оснований: более $600 млн. в фонде национального развития, около $1,5 млрд. золотовалютных резервов Нацбанка, в придачу легко секвестрируемые статьи расходов бюджета на $0,7-1 млрд. - это ресурсы, на которые может опереться правительство в 2007г. Не исключена возможность получения внешнего кредита, а также приватизация отдельных предприятий или банков.

Однако было бы безрассудно тратить эти деньги только на адаптацию к новой энергетической политике России при сохранении социалистических практик. Если власть ничего не предпримет в плане либерализации, улучшения делового климата, если не усилятся механизмы защиты прав собственности, то рост напряжения 2007г. выльется в более серьезные, системные проблемы в 2008г.

ТРИ СЦЕНАРИЯ НА 2007Г.

АДАПТАЦИЯ

Рост ВВП - 4% (без статистических уловок и политических приказов) можно будет считать реальным достижением. Темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко сократятся. Из-за изменения схем работы нефтяного рынка и удорожания продукции можно прогнозировать стагнацию экспорта. Инфляция вырастет на 15% в год, а обменный курс доллара на конец года будет Br2320 - если власти смогут привлечь в страну $1 млрд. прямых иностранных инвестиций. Нацбанк вынужден будет поднять процентную ставку, дабы не допустить разбалансировки финансовой системы. Более дорогие кредиты и падение рентабельности приведут к росту складских запасов, выданных кредитов и долгов перед бюджетом. Вполне возможно, что в статистике опять появится статья «долги по заработной плате».

Таблица

СТАГНАЦИЯ

Этот сценарий исходит из ухудшения условий торговли для Беларуси и падения цен на основные ее экспортные позиции. Все негативные тенденции адаптационного сценария проявятся более рельефно. Сценарий станет реальностью, если власти ужесточат протекционистские меры, защитят отдельных лоббистов и блокируют даже минимальные реформы.

РЕЦЕССИЯ

Это не только непрофессиональные действия властей, но и негативное стечение внешних и внутренних обстоятельств. Проблемы с финансированием дефицита бюджета, провал инвестиционной политики, падение экспорта, усиление давления России и чувствительный удар со стороны ЕС - все это на фоне снижения реальной зарплаты и при 50-процентом увеличении счетов за ЖКУ. Этого сценария можно избежать, осознав очевидное - ресурс плановой экономики на исходе.
Добавить комментарий
Проверочный код