Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (572) 15 января 2007 г. Тема недели

Сползая с иглы

15.01.2007
Внеплановые расходы РБ на энергоносители в 2007г. составят $2,2 млрд.

Сергей ЖБАНОВ

№ 2 [572] от 15.01.07 - Состоявшиеся на прошлой неделе российско-белорусские переговоры фактически не имеют прецедента. И дело даже не в том, что они продолжались до глубокой ночи, а в их предмете. Хотя и тут побит рекорд продолжительности: в первый день переговоры начались в 11 утра и закончились в час ночи по московскому времени. Круг обсуждаемых вопросов свелся к экспортным пошлинам на нефть. Со всеми остальными препятствиями в торгово-экономических отношениях обещали разобраться в ближайшее время.

И все-таки можно без преувеличения сказать, что реформе торгово-экономических российско-белорусских отношений дан старт. Для этого российскому президенту пришлось предать огласке не только сам механизм дотирования белорусской экономики, но и его цели. Политическая «обнаженка» из Кремля напоминала вечер вопросов и ответов под общей рубрикой «Скажи-ка, дядя, ведь недаром?». Российский президент задавал разные вопросы, но получал от интеллектуалов из кабинета министров, по сути, один и тот же ответ: «Увы, даром». То есть безвозмездно, поскольку начиная с 1995г. российский бюджет не получил ни цента, ни копейки от продажи нефти Беларуси.

С самого начала существования нефтяного экспортного режима не было ни одного дня, когда бы Беларусь его выполняла. А в 2001г. РБ вообще вышла в одностороннем порядке из соглашения, выбрав момент, когда мировые цены пошли резко в гору, суля республике невероятные доходы за счет двукратной, а потом и трехкратной разницы с российскими экспортными пошлинами. Вот откуда ежегодный дополнительный навар в сумме $3,7 млрд. Причем для внутренних нужд республики всего-то было нужно 4 млн. т российской нефти, а оставшиеся 16 млн. ежегодно перерабатывались и улетали, как горячие пирожки, в виде нефтепродуктов в самые демократичные страны Европы. И на естественный вопрос Владимира Путина «Почему же вы сразу не ввели экспортную пошлину на нефть?» последовал весьма далекий от экономики ответ.

Оказывается, российское правительство не пошло на это по трем причинам: из-за святой веры в порядочность союзника, желания любыми путями достроить таможенный союз и ощущения необходимости поддержки белорусской экономики в ходе предвыборной кампании. В итоге - полное разочарование по первым двум пунктам и никакого удовлетворения от выполнения третьего. Мало того, что понесли колоссальные затраты, так еще и потеряли время, в течение которого можно было бы постепенно приучить союзника к цивилизованным и прозрачным правилам торгово-экономического сотрудничества.

В Москве давно поняли, что прежний план строительства союзного государства по советским лекалам никуда не годится. Без экономических реформ в Беларуси объединение двух стран не состоится никогда. Поэтому наводить порядок решили с энергетики, постепенно сокращая объемы финансирования белорусского экономического «чуда». Причем к плавным действиям россиян подталкивала не природная деликатность, а прямая заинтересованность в сохранении надежного транзита по белорусским трубам и получении стабильных доходов от продажи нефти и газа в Европу.

Новые российские веяния - прямое покушение на главный источник доходов Беларуси. Поэтому белорусская делегация затягивала переговоры, не соглашаясь на введение россиянами полной экспортной пошлины на нефть. Но и Москва на этот раз уперлась, категорически отказавшись ее отменять и даже не желая обсуждать подобный вариант после состоявшегося публичного сеанса политических откровений. Мало того, что зря выброшены деньги на строительство союза, так еще и нанесен ущерб имиджу России как надежному поставщику нефтепродуктов на европейский рынок.

И тем не менее компенсации от Минска не потребовали. Более того, даже предложили белорусским братьям безвозмездную ежегодную субсидию на реформирование экономики. Например, в 2007г. ее величина могла бы составить $200-250 млн., уменьшаясь с каждым годом по мере адаптации экономики к новым условиям. Однако белорусская делегация без энтузиазма восприняла идею об экономических реформах.

В итоге компромисс союзники нашли, как и предполагалось, в пропорциональном разделе доходов от экспортных пошлин. Согласно выработанному решению, ставка экспортной пошлины при поставках нефти в Беларусь составит $53 за т. Она рассчитана, исходя из части экспортной пошлины, устанавливаемой на нефтепродукты, экспортируемые из республики. В 2007г. раздел пошлин будет производиться в пропорции 70% - России, 30% - Беларуси, в 2008г. - соответственно 80% и 20%, в 2009г. уже 85% достанется России, а 15% - Беларуси. Жаль, но вариант с разделом 50% на 50%, предлагавшийся белорусской делегацией, у россиян энтузиазма не вызвал.

Если Беларусь будет строго выполнять подписанное соглашение, то дополнительные расходы республики на оплату нефти в 2007г. должны составить $1,1 млрд. В случае нарушения условий соглашений расходы могут возрасти, поскольку тогда Россия имеет право в одностороннем порядке увеличить экспортную пошлину на нефть, поставляемую в республику.

Таким образом, с учетом новых цен на газ в 2007г. дополнительные расходы страны на энергоносители составят $2,2 млрд. Сумма для белорусской экономики явно некритическая. Глядишь, «Газпром» рассчитается за 12,5% акций «Белтрансгаза», и будет белорусскому бюджету небольшое облегчение в сумме $625 млн. И, конечно, не стоит забывать об экономических темпах развития, которые мудрое белорусское руководство обещало сохранить народу вместе с доходами при самом негативном исходе переговоров. Значит, этот год выдержим.
Добавить комментарий
Проверочный код