Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (572) 15 января 2007 г. Общество

В очередь, союзные дети, в очередь!

15.01.2007
«Без теплой одежды, без еды, все на улице»

Кирилл СПОТЫКОВИЧ

№ 2 [572] от 15.01.07 - В потоке взаимоколющих новостей прошлой недели информация об очередях на белорусско-российской границе стояла особняком: в сознании большинства граждан обеих стран начали отчетливо вырисовываться контуры полноценной границы прямо посреди недостроенного союзного государства.

В государственных белорусских СМИ новости об очередях на границе на несколько дней попали под N1 в реестре сводок информационного противостояния с Россией. Интонации Левитана звучали в голосах дикторов телевидения, когда они сообщали, что «Россия с 1 января 2007г., не исполнив подписанного с правительством РБ соглашения, ввела обязательное оформление удостоверения на временный ввоз транспортного средства при пересечении белорусско-российской границы, что вызвало скопление автотранспорта на таможенных и автомобильных переходах».

…Преодолев в минувший четверг расстояние до границы по трассе Брест-Москва, корреспонденты «БелГазеты» удивленно не обнаружили даже подобия очереди. Беспрепятственно покинув территорию родины, ничего не увидели они и у ППУ «Красное» Смоленской таможни. Вопреки устоявшемуся мнению некоторых московских журналистов, считающих, что только в Беларуси им отказывают в праве беспрепятственно исполнять свой профессиональный долг, старший российской таможенной смены встретил белорусских журналистов без тульских пряников и распростертых объятий. Он был как-то невесел и строг: «Никаких журналистских работ здесь производить нельзя - ни фотосъемок, ни видеосъемок. И никаких интервью. Если будете с кем-то разговаривать, в отношении вас будут приняты необходимые меры».

В нескольких метрах в стороне находилось наглядное подтверждение неголословности должностного лица - очень символично в сложившейся ситуации выглядел БМП с наброшенной сверху маскировочной сеткой, встречающий белорусов в качестве самого убедительного аргумента российской внешней политики.

То ли дело демократичная атмосфера и спокойная обстановка на белорусской стороне, на пункте пропуска «Редьки». На вопрос об очередях стоящий на ветру таможенник молча, без лишних слов кивнул в сторону здания с надписью «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций». В маленьком помещении без шума и пыли тут же нашелся главный человек на нашей границе: какой-то мужчина в гражданской одежде просто выглянул и, не представляясь, но соблюдая все права человека, демократично и без двусмысленных намеков сообщил: «Я тут главный. Покиньте служебное помещение». И ни тебе слез, ни сантиментов. Грубая мужская правда.

В сотне метров до границы по нужде остановился обыкновенный россиянин и удивился: «Какие очереди? Я и не слышал ничего про очереди. Здесь же нефть не течет, чего в очередь становиться? Это, может, на каком-нибудь другом переезде».

Ближайший «какой-нибудь другой переезд» из Беларуси в Россию расположен всего на пару десятков километров южнее. Именно отсюда, из деревни Ляды, выходили на связь сотрудники отечественного ТВ, молниеносно фиксируя акты непорядочности со стороны россиян, заставляющих выстраиваться в очередь белорусских автовладельцев.

По какому-то странному стечению обстоятельств и здесь очереди уже успели рассосаться. Работник пункта пропуска «Ляды» охотно прокомментировал ситуацию: «Я 7 января работал, так никаких очередей не было. Говорят, потом два дня машины стояли, небольшой хвостик очереди даже до нашей стороны доходил, но сегодня, вы же видите, никого нет. Мы здесь вообще никаких очередей не держим. У нас же просто регистрация идет, а все оформление уже на российской стороне. А оформление требует времени, поэтому, когда россияне ввели оформление на ввоз автотранспорта, очереди и образовались. С российскими коллегами мы пока не встречались, поэтому об отмене оформления ничего не слышали. Видим сегодня, что транспорт идет без напряженки, как обычно. А на нашей стороне никаких требований к проезжающим не было, мы никаких указаний не получали ни до Нового года, ни после. Работаем в обычном режиме, к россиянам у нас как не было, так и нет никаких дополнительных требований. Они как ехали на нашу территорию, так и едут».

За рекой Мерея, разделяющей две страны, на холоде ежился российский таможенник. На вопрос «А оформлять машину нужно?» он ответил коротко и ясно: «Хотите - оформляйте, не хотите - не оформляйте. Едете в Россию? Нет? До свиданья!»

Как оказалось, ничего нового на белорусско-российской границе на прошлой неделе не случилось. Правила въезда на территорию РФ, взбудоражившие белорусскую общественность, действуют уже несколько лет, просто на фоне братских выяснений отношений все превратилось из формальности в принципиальность. Если раньше белорусские водители могли и не оформлять документы на временный ввоз автомобилей, то с повышением давления в нефтегазовых трубах с российской стороны появилось распоряжение продемонстрировать «ху из ху».

Но, судя по тому, как на территорию России одна за другой проехали несколько машин с белорусскими номерами, в четверг и вправду ничего оформлять уже было не нужно.

Лучше таможенников ситуацией владела продавщица в буфете у самой границы: «Вчера прилетал какой-то вертолет к россиянам, так после этого плату и отменили». К разговору подключился один из покупателей: «Чтоб эту бумажку получить (удостоверение на временный ввоз транспортного средства. - К.С.), люди по пять часов стояли: без теплой одежды, без еды, все на улице. Сами таможенники не понимали, что к чему».

Здесь же, в буфете, пенсионер в валенках, телогрейке и шапке-ушанке с удовольствием рассказал о геополитической обстановке: «Были очереди, аж досюда доходили. Раньше такого никогда не было. А теперь дня три здесь очереди стояли. И значит, плати $10 на границе, чтоб там свою машину не продал в России. Это ж капиталисты все, олигархи, а мы же братские народы, простые люди! Хорошо хоть троху подействовало, когда Лукашенко с Путиным по телефону поговорил, - тут Михаил Ефимович Чижиков продемонстрировал серьезную политподготовку,- а то ведь решили с белорусов деньги брать, чтобы в НАТО все переводить, на вооружение. Думают, что если бумажку дадут, то никто машину там не продаст. Если кто захочет, так он и с бумажкой с этой продаст, а если надо, то и объехать этот пункт сможет через лес. Даже фуры там ездят, если надо».

В помощь компетентному пенсионеру подошел еще один местный житель в хорошем подпитии: «Какие проблемы? С таможней? Так я сам на таможне работаю, внештатным сотрудником. У меня конь, знаешь какой? Я на нем полторы тонны могу провезти, куда хочешь. Если вопросы есть, сделаем. Тебе что провезти? Какой товар?» - «А что возьмете?» - «Хм-м, как что? Молоко, сыр, что-нибудь. Если надо, помогу».

…Чуть позже стало известно, что оформлять временный ввоз транспортных средств в Россию белорусам все равно нужно, только теперь, как и прежде, это не обязательно делать на таможне. Облегченно и даже радостно покидая деревню Ляды, корреспонденты «БелГазеты» символично переехали через речку под говорящим названием Россосенка: слава двум лидерам - благодаря их удачным переговорам и очереди рассосались, и между братскими народами пока все обратно срослось.

Безграничное братство

По пути бесконтрольного пересечения белорусско-российской границы, указанному потенциальным контрабандистом из деревни Ляды, проехать трудно, но можно. В конце захудалой и разухабистой дороги - настоящий российский пейзаж. Глядя с окраины белорусской деревушки Искозы в сторону Кремля, не можешь избавиться от ощущения, что вот-вот на опушке леса появится косолапый мишка, который из-за глобального потепления не смог уснуть, и придаст ландшафту недостающего колорита.

И лишь насладившись собственным воображением, обращаешь внимание на то, что эта белорусская деревня по внешнему виду очень сильно уступает не только красавцам-агрогородкам и декорациям из какого-нибудь российского блокбастера, но даже некоторым документальным кадрам послевоенного времени. Вокруг одного из нескольких жилых домов по периметру с внешней стороны расставлен шифер: «Чтобы вода в хату не затекала». Жители этого дома понятия не имеют, сколько нолей у миллиардов, о которых не перестают спорить лидеры братских народов.

А БЫЛА ЛИ ОЧЕРЕДЬ?

9 января «Эхо Москвы» сообщило, что «с 1 января Россия ужесточила правила временного ввоза автомобилей из Беларуси на свою территорию. Если ранее машины, идущие транзитом, можно было оформить, уже въехав в Россию, например в Смоленске или каком-нибудь другом городе, то теперь это нужно делать непосредственно на границе. Разрешение на пересечение границы выдается очень долго - приходится ждать около пяти-шести часов. Из-за этого и образовались очереди на границе».

10 января появляются сообщения о том, что «Государственный таможенный комитет Беларуси, в свою очередь, внес в Совмин предложение ввести в отношении российских автомобилей аналогичные меры, т.е. обязать их владельцев регистрировать свой временный ввоз и делать это также на границе».

11 января БелТА сообщает, что «российские таможенники сегодня получили распоряжение не требовать от белорусских граждан при пересечении белорусско-российской границы обязательного оформления временного ввоза автотранспорта».

Таким образом, граждане Беларуси на личных автомобилях могут пересекать границу РФ так, как это было до 1 января 2007г.».

12 января таможенный интернет-сервис TKS.RU со ссылкой на пресс-службу Великолукской таможни сообщил, что «очереди автомобилей на российско-белорусской границе отсутствуют»: «Должностные лица таможни выписывают удостоверения ввоза транспортного средства на основании обращения гражданина и поданной декларации на срок, необходимый для доставки автомобиля к месту пребывания или постоянного проживания физического лица по обращению. Данная процедура отработана, никаких новых нормативных документов, вносящих изменения в порядок временного ввоза автомобилей на территорию России, с начала 2007г. не вводилось».
Добавить комментарий
Проверочный код