Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (572) 15 января 2007 г. Личный вкус

«Лабиринт Фавна»

15.01.2007
(Испания-Мексика-США, 2006).

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Гильермо дель Торо. В ролях: Ивана Бакеро, Серхи Лопес, Марибель Верду, Ариадна Хиль, Дуг Джонс.

У организаторов Каннского кинофестиваля есть тактическая уловка: под занавес праздника они выпускают картину, которая может привести в чувства уставших фестивальных завсегдатаев. А потому неслучайно, что мировая премьера «Лабиринта» состоялась в Канне напоследок. В каннских кулуарах работа мексиканского хоррор-мейкера Гильермо дель Торо была объявлена самым необычным фильмом конкурсной программы, картиной, к которой бесполезно и даже преступно подходить с традиционными мерами судейства. Ее надо смотреть без предубеждений, чистым взором ребенка, принимать все экранные условности за чистую монету.

«Лабиринт» - это формула средневекового алхимика, в которой шарлатанство неотличимо от гениальности. Под воздействием режиссерской фантазии интеллектуалы ощущают себя апологетами жанрового кино и вправе думать, что писатель Борхес - это действительный автор «Гарри Поттера».

О чем кино. Несмотря на то, что действие истории разворачивается в четко обозначенный отрезок времени -1944г., фильм лишь отчасти историческая драма. Он скорее фэнтези с элементами фильма-ужасов и мелодрамы. В нем действуют партизаны и фалангисты, и одновременно невероятные мифические создания - козлоногий фавн, порхающие феи, бледный пожиратель детей. Последние - плод воображения 10-летней героини Офелии, падчерицы военного садиста-франкиста, капитана Видаля. Для одинокой, предоставленной самой себе девочки игра в сказку становится единственным способом избежать жестокой реальности.

Несмотря на откровенно волшебные мотивы, «Лабиринт Фавна» никакое не детское кино. Это мрачная, исполненная меланхолии фантазия без традиционного хэппи-энда. Ирония в ней окрашена печалью, а утешительный финал лишь отчасти радует фанатов Голливуда. Конечно, по авторской мысли, богатая детская фантазия - это действенный способ отгородится от внешнего мира. Но сон детского разума в атмосфере непрекращающихся жестокостей взрослого мира порождает демонов и чудовищ. Волшебное зазеркалье испанской Офелии все меньше походит на страну чудес. Оно вселяет ужас и панический страх. Парадокс «Лабиринта» в том, что запредельный мир, куда стремится невинная душа ребенка, вызывает отторжение и пугает преимущественно взрослых, но не героиню.

Есть в «Лабиринте» повод для большего пессимизма. Ребенок может оказаться лишним не только в условиях суровой реальности. Не исключен момент, когда ему не найдется места в мире собственных фантазий и грез, и путь к спасению будет безжалостно отрезан в самый ответственный и кульминационный для жизни момент.

Своим жестоким вердиктом режиссер, как всякий гуманист, предупреждает, а слова утешения находит разве что в образах смерти и в твердой убежденности: человек во что бы то ни стало должен оставаться человеком.

Как снято. Реалистическая часть решена в традициях «авторского трэша». «Партизанская» линия и линия «Видаля» выполнена в духе комикса - психология тут сходит практически на «нет». Злодеи и подпольщики условны до карикатурности. Война низведена до приключенческого противостояния «красных» и «фашистов». Изображения пыток, страданий и физических увечий вызывают приступы дурноты, в то время как образы причудливых тварей фантастического мира больше изумляют, чем страшат. Как объясняет это сам дель Торо «люди приводят меня в ужас куда сильнее, нежели монстры ».

Что важно. Гильермо дель Торо - представитель ветви испаноязычной культуры, которая зиждется на страстном преодолении в себе сурового католицизма и ярого атеизма, на примирении язычества и христианской доктрины. Он последователь сюрреалистов Дали и Бунюэля, эстета Борхеса и живописца Гойи. Дель Торо убежден, что в наше время только «сильный образ может нарушить чистую совесть буржуазии, перевернуть мир и вывести зрителя из состояния безразличия и апатии».

Где посмотреть. В Доме кино до 21 января.
Добавить комментарий
Проверочный код