Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (572) 15 января 2007 г. Экономика

Трезво - на уходящее «чудо»

15.01.2007
Economist Intelligence Unit о Беларуси

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Британский Economist Intelligence Unit (EIU), еще не зная результатов переговоров с Россией по газу и нефти, спрогнозировал, что в 2007г. рост ВВП Беларуси составит 6%, в 2008г. - 5%. По мнению международных экспертов, инфляция в этом году вырастет до 11,5%, в 2008г. - до 17%, а среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США в 2007г. составит Br2180, а в 2008г. уже Br2410.

EIU не верит в то, что в 2007-08гг. белорусские власти начнут структурные реформы и примут программу последовательных мер по адаптации к новому внешнему контексту. «Администрация Лукашенко продолжит отвергать предложения по структурным реформам. Она сохранит всеохватывающий контроль над экономикой либо через прямое владение промпредприятиями, либо посредством т.н. «золотой акции». В этом случае все управленческие решения на бывших госпредприятиях остаются за государством », - считают британцы.

По их мнению, продолжится практика поддержки точек роста. Правительство не разрешит директорам увольнять лишнюю рабочую силу, чтобы не лишиться политической поддержки электората. Приватизация по-прежнему будет заблокирована. Более того, «правительство будет предпринимать усилия, чтобы ранее приватизированные предприятия вновь стали государственными». Политика национализации - это, по сути, признание своей же неспособности эффективно управлять активами. Ведь в организациях, долги которых правительство обменивает на акции, оно и без того владело контрольными пакетами. Накачка таких субъектов хозяйствования бюджетными ресурсами или предоставление им льгот едва ли обеспечит их устойчивую работу.

В сельском хозяйстве власти продолжат поощрять высокую степень зависимости сельчан от госпомощи. Без нее сельхозпредприятия обречены на банкротство. «Частная собственность на землю по-прежнему будет запрещена, что не позволит начать реформы», - пишет EIU.

Таблица

ФИСКАЛЬНАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ

Ценой дальнейшей блокировки рыночных реформ будет смягчение фискальной политики. Бюджету потребуется больше денег для компенсации от новых цен на газ и нефть, а также на продолжение щедрых программ помощи сельскому хозяйству и повышения зарплаты: «Ожидается, что дефицит бюджета составит около 3,5% в 2007г. Это будет отражать нежелание России предоставить белорусскому правительству возможность зарабатывать еще больше денег от экспорта нефтепродуктов, произведенных из дешевой российской нефти».

EIU точно спрогнозировал, что Беларусь не будет платить за газ в четыре раза больше. Он посчитал, что цена для Беларуси будет меньше, чем для Украины ($135 за 1 тыс. куб. м).

Британцы также угадали, что Беларусь пойдет на продажу «Белтрансгаза». Однако оценка издержек для Беларуси от повышения цен газа (4% ВВП) оказалась чересчур пессимистичной. На самом деле, с учетом $625 млн. за часть акций «Белтрансгаза» получилось чуть больше 1% ВВП. EIU исходил из того, что в 2008г. цена газа для Беларуси составит $160 за 1 тыс. куб. м.

Британцы прогнозируют, что «правительство едва ли перенесет всю тяжесть повышения цен на конечных потребителей. Оно постарается смягчить удар при помощи субсидий ». Поэтому в 2007-08гг. едва ли стоит ждать уменьшения налоговой нагрузки: «Увеличение расходов приведет к росту дефицита бюджета примерно до 3,8% ВВП в 2008г. » И это при том, что правительство сохранит большой объем квазифискальных операций, в первую очередь директивное кредитование предприятий госбанками. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться в основном из внутренних источников путем «принуждения коммерческих банков к покупке государственных ценных бумаг ». По мнению EIU, Россия предложит свои кредитные ресурсы для финансирования госрасходов Беларуси.

МОНЕТАРНАЯ НЕСДЕРЖАННОСТЬ

EIU полагает, что белорусские власти будут вынуждены смягчить и монетарную политику для обеспечения индикативных темпов экономического роста в неэффективной промышленности и сельском хозяйстве. При этом Нацбанк должен будет не допустить высокой инфляции, чтобы не вызвать политическую дестабилизацию. Рост цен на нефть и газ в 2007-08гг. и снижение темпов экономического роста приведут к смягчению монетарной политики, «исходя из предположения, что власти не откажутся от популистской политики и продолжат отвергать реформы».

Чем выше новые цены на энергоресурсы и больше потери от нефтепереработки и экспорта, тем большим будет давление на Нацбанк. Так что угроза девальвации и инфляции в 2007-08г. является реальной. Тем более что у Нацбанка очень мало резервов для того, чтобы сдерживать давление на курс вследствие ухудшения платежного баланса. По итогам 2006г. их аккумулировано только на три недели импорта. Даже в благоприятном 2006г. резервы сократились более чем на 10%.

УГРОЗА ПРОТЕКЦИОНИЗМА

Британские эксперты отмечает высокую степень зависимости Беларуси от продаж на российском рынке. Большая часть экспорта по статьям «машины и оборудование», «готовые пищевые продукты» поставляется только на Восток. Поскольку маржа прибыли у промышленных производителей мизерная, а новые цены на энергоресурсы ее уменьшат, можно предположить сокращение поставок белорусской промышленной и пищевой продукции в Россию, чему несказанно обрадуются российские и западные конкуренты.

EIU также выражает опасения, что вслед за сахаром под жестким протекционистским прессом могут оказаться другие группы товаров. Этот прогноз подтверждается отсутствием четких договоренностей между странами и угрозами правительства РФ ужесточить правила ввоза белорусской сельхозпродукции.

В такой ситуации Беларуси трудно будет рассчитывать на доступ к другим рынкам. Для этого нет ни нужных технологий, ни маркетологов, ни законодательной поддержки. Ведь страна до сих пор остается за бортом ВТО и Совета Европы. А без принятия политико-правовых стандартов этих организаций рассчитывать на диверсификацию экономики и снятие самоизоляции не приходится.
Добавить комментарий
Проверочный код