Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (572) 15 января 2007 г. Экономика

Правила игры

15.01.2007
 

Отдел экономики

* В борьбе с транзитом * Время дружбы настало * Торговые узы

В БОРЬБЕ С ТРАНЗИТОМ

Замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов изложил «Ведомостям» план снижения зависимости от транзита нефти через Беларусь. Речь идет об увеличении мощности действующей Балтийской трубопроводной системы (БТС) в 1,6 раза, или до 120 млн. т.

По оценкам инициатора проекта - компании «Транснефть», собственно процесс реконструкции может занять год, и еще несколько месяцев потребуется дополнительно для получения землеотводов и экологических заключений.

В настоящее время мощность трубы БТС составляет 76 млн. т. Ее строительство, завершенное в 2001г., обошлось в $2,5 млрд. Новый проект предполагает дополнительные инвестиции в размере $2 млрд., поскольку, по оценкам экспертов, сэкономить удастся только на инфраструктуре. Однако новое строительство займет больше двух лет. Впрочем, пока это только планы, поскольку единого мнения насчет экономической целесообразности нового строительства нет. К тому же, нет и твердой уверенности в том, что будет расти объем экспорта нефти на Запад. Зато, без всяких сомнений, возрастут потребности Востока. Вот туда, по всей видимости, россиянам и следует вести трубы.

ВРЕМЯ ДРУЖБЫ НАСТАЛО

Как сообщил «Интерфаксу» начальник отдела по сотрудничеству с международными организациями и координации международной технической помощи Минэкономики Иван Бельчик, «мы рассчитываем, что в рамках новой стратегии Беларусь получит возможность воспользоваться грантами и ресурсами Всемирного банка (ВБ), предназначенными для поддержания платежного баланса». Значит, не за горами то время, когда и Нацбанку придется вспомнить о кредитах МВФ.

Представитель Минэкономики пояснил, что «изменения, произошедшие в течение последних двух месяцев, а именно рост стоимости энергоресурсов, должны повлечь какие-то подвижки в рамках определения страновой стратегии ВБ по Беларуси». Поэтому после дополнительных консультаций с ВБ республика будет добиваться выделения кредитных ресурсов и рассчитывает на «подвижки» в рамках новой стратегии, вырабатываемой банком в отношении Беларуси. Бельчик полагает, что «у ВБ есть такие механизмы, и они применяются во многих странах СНГ. Поэтому мы рассчитываем, что ВБ пойдет на рассмотрение этих вопросов».

В последние годы ВБ осуществлял очень ограниченное кредитование проектов в республике. Например, финансировал борьбу с туберкулезом. В целом же стратегия сотрудничества банка с Беларусью на 2002-04гг. предусматривала выделение стране $140 млн. в рамках минимального варианта. Но не более, поскольку руководство страны отказывалось проводить структурные реформы в экономике, добывая валюту за счет продажи нефтепродуктов, изготовленных из дешевой российской нефти. Получит ли республика деньги для поддержки платежного баланса на этот раз, сказать трудно.

Во всяком случае, представитель группы ВБ в Беларуси Крэйг Белл, комментируя «Интерфаксу» инициативу Минэкономики, отметил, что «мы хотим найти взаимоприемлемые проекты, наверное, будут кредиты правительству под государственные суверенные гарантии». «Но стратегия пока находится в процессе подготовки, и мы намереваемся провести страновые встречи», - добавил Белл. При этом он затруднился назвать возможный срок утверждения стратегии. Очевидно, что если бы Беларусь все-таки решилась на реформы, то могла бы рассчитывать на кредитование в объеме до $270 млн. Но поскольку дефицит платежного баланса республики в три раза превышает предлагаемую сумму, то на эти цели ее не хватит. Наверное, для национальной экономики было бы полезнее, если бы правительство не гордилось ее успехами, а занималось ее реформами, т.е. своими прямыми обязанностями. Жаль, но время упущено.

ТОРГОВЫЕ УЗЫ

В ходе российско-белорусского энергетического спора некий анонимный источник из правительства РФ передал российским СМИ информацию о структуре белорусского экспорта, приходящегося на Россию.

Раскрывая степень зависимости белорусской экономики от российского рынка, аноним сообщил, что белорусское производство многих товаров существует и развивается только благодаря их экспорту в Россию. В частности, нашей восточной соседке экспортируется «99,9% мяса и мясных продуктов, 97,3% молока и молочных продуктов, 56% лекарственных средств для розничной торговли, 35,4% полимеров этилена, 32% шин, 71,8% обоев и аналогичных покрытий, 59,4% синтетических волокон, 89,4% обуви, 50,6% плитки керамической, 28% черных металлов, 81,1% бытовой неэлектрической аппаратуры для приготовления пищи, 81,4% холодильников и холодильного оборудования, 83,3% дорожной техники, 68,9% металлообрабатывающих станков, 89,7% телевизоров и прочей подобной аппаратуры, 45,8% тракторов, 75,1% тягачей, 59,6% грузовых автомобилей, 81,3% прицепов и 70,9% мебели». Причем этот перечень товаров, экспортируемых в РФ из Беларуси, далеко не полный.
Добавить комментарий
Проверочный код