Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№51 (570) 25 декабря 2006 г. Тема недели

Долабались

25.12.2006
Музыкальные прогнозы уходящего года

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Как обычно, начало всякого года богато на авторитетные прогнозы: что нас ждет впереди, чем все закончится и как же мы будем жить дальше. Сейчас мы никаких конкретных прогнозов делать не будем (предпраздничное суеверие), а поговорим о том, какие из самых ходовых музыкальных предсказаний 2006г. оправдались или, напротив, рассыпались в прах.

ПРОГНОЗ N1, НАРОДНЫЙ: МЫ СНОВА ПРОИГРАЕМ «ЕВРОВИДЕНИЕ»

В нашей стране делить «Евровидение» на детское и взрослое, несмотря на очевидную абсурдность данной антитезы, можно и даже нужно. Для повышения национального самосознания и оправданной гордости за то, что дети у нас хорошие. Проигрывать взрослое «Евровидение» («проигрывать» - это не выйти в заветный второй тур фестиваля) стало доброй традицией для падких на телеконкурсы белорусов. После пышного, как свадебный торт, поражения лучезарной Анжелики Агурбаш было понятно, что Полина Смолова (на фото в центре) не сможет затмить ее по некоторым параметрам - взять хотя бы трехслойное платье-палатку! Однако большинство досужих наблюдателей было уверено, что в финал Полина также не пройдет.

«БелГазета» попала в точку своим довольно самоуверенным прогнозом, написав, что «в этом году Беларусь опять не заметят на общеевропейском музыкальном празднике для домохозяек». И правда, не заметили. К счастью, Беларусь вновь отыгралась на детском «Евровидении» - симпатичный и голосистый Андрей Кунец занял 2-е место. Учитывая успех Ксении Ситник и Ольги Сацюк, становится уже патологически интересно: если у нас такие талантливые дети, то что же случается с ними, когда они вырастают?

Успокаивают национальный нерв и победа Дмитрия Колдуна на «Фабрике звезд» и успех белорусских рок-коллективов (группы Rasta, «Стая») на европейских рок-фестивалях, и даже то обстоятельство, что группа Svet Boogie Band недавно достойно выступила в Лондоне на музыкальном соревновании «Глобальная битва групп». Парни, конечно, не выиграли $100 тыс., потому что, по словам самого Света, «продюсеры фестиваля искали мощную группу стадионного уровня - как Coldplay или Red Hot Chili Peppers, а традиционный блюз, который мы играем, - все-таки неформат». Тем не менее им удалось произвести более чем благостное впечатление на известных английских продюсеров - их даже пригласили выступить в ряде европейских блюз-фестивалей. Может, пора забыть о «Евровидении» и начать вкладывать деньги в раскрутку других музыкантов на других фестивалях?

ПРОГНОЗ N2, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ: ПОЛИТИКА& МУЗЫКА

Ближе к концу зимы-2006, когда началась предвыборная музыкальная гонка «За Беларусь!», проехавшаяся лихой масленичной тройкой с бубенцами, песнями и плясками по всей стране, всем казалось, что каждый более или менее известный музыкальный деятель вынужден определиться. И четко высказать свою политическую позицию - иначе, мол, дело дрянь.

Действительно, многим пришлось нелегко. Например, Кате Пытлевой из группы «Клендайк», которая вначале была вынуждена появиться на ТВ в качестве ведущей одного из концертов серии «За Беларусь!» (по ее словам, ее просто не предупредили, что это будет за концерт), а спустя некоторое время, уже на белорусском языке в паре с гуру полоцкого рока Сергеем Анищенко блестяще провела «Рок-коронацию», досталось множество упреков как с одной, так и с другой стороны баррикад. Многим в пылу национального подъема казалось, что теперь-то точно все узнают, кто есть кто!

Саботаж «Рок-коронации» венценосными «J_ Морс», всерьез испугавшимися присутствующего в зале Александра Милинкевича, многими расценивался как конец карьеры группы. Впрочем, таким же концом карьеры несколькими неделями раньше представлялся и их менее публичный, но имевший место отказ участвовать в «забелорусском» мероприятии. Но «морсы» повели себя мудро - несмотря на оживленные дебаты в реальном и «сетевом» пространстве, воздержались от любых комментариев на эту тему. В итоге к концу года группа выпустила один из самых пронзительных и необычных альбомов в своей карьере, провела аншлаговый концерт во Дворце Республики и даже съездила в турне по городам Беларуси. Так что молчание в нашей стране - золото.

Если после выборов многим группам (N.R.M., «Нейро Дюбель», «Крама» и т.д.) стало еще сложнее выступать в минских клубах, то некоторые ловкие новички, напротив, умудрились использовать информационную шумиху, чтобы наконец-то «выстрелить». Например, именно так Беларусь получила своего приватного Эминема, скандального рэппера Krou, поющего про «крывавы сакавік» и «вулічных байцоў». Прочим же по-настоящему прославленным легендарным музыкантам по сей день приходится выступать под не скажем какими псевдонимами и проводить полуподполные концерты в не скажем каких клубах.

Но есть и позитив - когда весь ажиотаж закончился, отношение к так и не выразившему свою политическую позицию музыкальному андеграунду улучшилось. Телепродюсеры утратили то ли бдительность, то ли эстетическую брезгливость, то ли просто начали проявлять признаки неплохого вкуса: теперь по «Ладу» Леня Павленок из «Нагуаля» рассказывает о народных инструментах, лауреаты «Басовiшча» появляются на БТ в рамках программы «Плей-офф», а группа «IQ -48» умудрилась спеть свои песни в программе «Контуры» на ОНТ и даже побеседовать в прямом эфире с ее ведущим.

ПРОГНОЗ N3, ДЕПРЕССИВНЫЙ: КЛУБНОЙ ЖИЗНИ - КОНЕЦ

С клубами и правда, как и последние лет десять, все совсем плохо. Зато квартирников в этом году прошло немало - качественных, с отличным акустическим звуком. Одним из главных противовесов печальному прогнозу о затухании минской клубной жизни оказалось открытие «Буфета ЁЁ» - всего за несколько месяцев в клубе прошло несколько самых интересных вечеринок года, в т.ч. «культовая» вечеринка белорусских пользователей Livejournal.com.

Одним буфетом, разумеется, сыт не будешь. Многие музыканты были вынуждены гастролировать по соседним странам - исключительно ради возможности выступать «вживую». Так, например, «Индига» и «Стары Ольса» активно гастролировали по Украине, «Нагуаль» отметился в ряде самых громких фолк-фестивалей (карпатские «Шешоры», российские «Пустые холмы»), дуэт «Гурзуф» недавно прогремел в Москве. А «Серебряная свадьба» опровергает все прогнозы сразу - несмотря на почти полное отсутствие клубной жизни и площадок для выступления, в течение года они умудрились дать не менее сотни концертов.

В этом году прошло огромное количество неплохих фестивалей, организованных в различных точках страны, - музыка перемещается в регионы! Летний «Рок за бобров» в Бобруйске, «Битлз-фестиваль» в Логойске, мощное осеннее «Рок-кола» в Полоцке (с участием группы «Алиса») и фолк-фестиваль «Вольнае паветра» в Крупках (на фото). И это не говоря о традиционном «Басовiшчы» и закрытом «Амбасовiшчы». В рамках многих фестивалей выступали и группы, которым предрекались огромные проблемы, - обошлось. Так что, возможно, дальше будет и не хуже. Конечно же, все будет плохо, но на этот раз, к счастью, не с музыкой. Самое ужасное, что могли сделать с музыкальной культурой в этой стране, уже сделали…
Добавить комментарий
Проверочный код