Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№51 (570) 25 декабря 2006 г. Тема недели

Коньяк лился рекой

25.12.2006
Номинации-2006

2006г. для Беларуси был последним годом весьма благоприятного, во многом уникального состояния бизнес-цикла. Это был период тотального перераспределения, потребления и бума госинвестиций. Голова болела не от недостатка денег, а от того, куда их быстро потратить. Эксперты исследовательского центра «Стратегия» подвели итоги социально-экономического развития Беларуси в 2006г. в 13 номинациях.

ЛУЧШИЙ ОРГАН ГОСУПРАВЛЕНИЯ 2006

В этой номинации весьма трудно выбрать победителей: в системе белорусского Госплана участвуют все. Тем не менее на этом фоне явно выделяется Нацбанк, ставший единственным номинантом и победителем в категории «Лучший орган госуправления». Эксперты «Стратегии» выделили его за «предсказуемость монетарной политики, достижение параметров относительной стабильности национальной валюты, ликвидацию золотой акции в банковской сфере, активные попытки рационализации экономической политики ».

ХУДШИЙ ОРГАН ГОСУПРАВЛЕНИЯ 2006

Минфин стал наихудшим госорганом за «непредсказуемость, сложность, запутанность налогового законодательства и чрезмерную налоговую нагрузку, неготовность представить реалистичные параметры фискальной политики Беларуси без российского энергетического гранта, за нарушение межгосударственных соглашений с РФ по разделу нефтяных пошлин ».

СКАНДАЛ ГОДА

Темами самых больших скандалов года стали: 1) деятельность ЗАО «Белорусская калийная компания» и ПО «Беларуськалий»; 2) создание и деятельность Фонда национального развития; 3) ситуация с экспортом сахара и «сладкая» торговая война с Россией. Калийные удобрения традиционно считаются одной из самых сильных позиций нашего экспорта и экономики в целом. В результате изменения схем экспорта калийных удобрений отечественный калийный флагман залихорадило.

Сахарная эпопея доказывает, что стандарты внутренней экономической политики опасно применять на внешних рынках. Нельзя экспортировать собственной продукции больше, чем производишь.

Победителем в номинации стал Фонд национального развития. Решение о его создании принято указом от 28.12.2005г. Тогда мало кто предполагал, чем обернется операция по передаче бюджету прибыли предприятий. Вначале думали создать небольшой фонд в размере около $30 млн., но к концу года Фонд разросся примерно до $600 млн. В 2006г. такими темпами в Беларуси ничего больше не росло. Скандалом года деятельность фонда признана за «грубое нарушение прав собственности юрлиц, введение фискальных норм задним числом, неадекватные меры по противодействию новой энергетической политике России, наказание за высокорентабельную работу, т.е. за корпоративный успех ».

СОБЫТИЕ ГОДА

«Номинантами» в этой категории стали: 1) президентские выборы; 2) конфликт с ЕС по лишению Беларуси торговых преференций; 3) провал внешнеэкономической концепции «далекой дуги». Отмена торговых преференций с ЕС назревала давно. Решить спор с ООН и МОТ было довольно просто, но не было политической воли.

Предчувствуя изменения нефтегазовой политики, эмиссары из белорусского МИД бросились по всему миру искать субституты. Венесуэла, Азербайджан, Иран, Куба, Китай - везде были, но нефть и газ как текли, так и текут только из России.

Победителем стали президентские выборы 19 марта за «сохранение основных параметров системы жесткого административного планирования и регулирования, усиление самоизоляции, вне ВТО, партнерских отношений ЕС и ключевыми международными организациями, истощение ресурса особых «союзных» отношений с Россией и рост напряжения в торговле с Россией ».

ЛУЧШИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ ГОДА

Первый номинант - постановление Совмина «О внесении изменений в постановление Совмина РБ от 2 ноября 2005г. N1221» - изымает из более старой версии о лицензировании розничной торговли слова «удельного веса товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота розничной торговой сети ». Отныне требовать наличия 70% товаров местного происхождения в торговле больше нельзя. Постановление получило титул за «интенсификацию процесса восстановления единого экономического пространства в РБ, попытку ограничения силы бюрократии отраслевых министерств и местных органов власти, поддержку динамичных белорусских производителей, работающих на внутреннем рынке ».

Второй номинант - декрет президента «О внесении дополнений и изменений в декрет президента РБ от 16 марта 1999г. N11» «Об упорядочении госрегистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». Ввели принцип «одного окна». Регистрация стала быстрее, дешевле, но никак не проще.

Третий номинант - указ N151 «О внесении изменений и дополнений в указ президента РБ от 15 ноября 1999г. N673» «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядка применения ими экономических санкций». Приятно, когда хотя бы на бумаге говорится об адекватности штрафов наказанию и вводится понятие незначительных нарушений.

ХУДШИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ ГОДА

Тройка номинантов получилась яркой. Открывает ее пара указов, принятых одним залпом: указ N70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и другими постройками в сельской местности» и указ N87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач». Эти документы попирают право частной собственности.

Второй номинант - указ N538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ». 82 ОАО приказано передать акции за долги, т.е. за полгода их национализируют.

Третий номинант - постановление Совмина N1091 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совмина РБ от 8 августа 2005г. N873». Интеллектуальную поддержку в виде бизнес-планов приказано искать только в строго отведенных местах.

Победителем стал указ N538 за «создание искаженной системы стимулов для руководителей предприятий, блокировку института банкротства, грубое нарушение прав собственности и лишение предприятий корпоративной самостоятельности, контрпродуктивный, бесперспективный способ инвестиционной политики и реструктуризации ».

ГЛАВНЫЙ БЕНЕФИЦИАР ГОДА

Номинанты: 1) «Белгоспищепром»; 2) убыточные, неплатежеспособные промпредприятия; 3) Минсельхозпрод. Сотни предприятий получали самые разнообразные формы помощи. Им списывали долги, выделяли инвестиционные ресурсы, обязывали потребителей покупать только белорусское и только у них. Несомненный победитель - Минсельхозпрод: за «беспрепятственное, многолетнее лоббирование интересов аграрного сектора за счет других отраслей экономики и потребителей, отождествление в восприятии полисимейкеров интересов аграрного лобби и интересов РБ, создание системы жесткого протекционизма по отношению как к внутренним, так и к внешним конкурентам ».

ЖЕРТВА ГОДА

Первый номинант - индивидуальные предприниматели. Им обещали по меньшей мере не ухудшать условия работы. Как водится в играх с государством, обещания быстро были забыты. Их место заняли идентификационные марки, двойной НДС на ввозе, подвешенное состояние торговцев парфюмерией и другими ходовыми товарами и никаких поблажек по аренде.

ПО «Беларуськалий», оскандалившись связью с БКК, не набрал оборотов, которые были бы возможны без вмешательства государства в экспорт и продажи на внутреннем рынке, тоже претендует на звание жертвы года.

Однако калийщики явно проиграли третьему номинанту - «желающим приобрести жилье». «Чрезмерный рост цен на рынке недвижимости, высокие правовые, финансовые и административные издержки при строительстве жилья, жесткое ограничение входа на рынок стройуслуг, отсутствие современных институтов финансирования строительства жилья, дороговизна кредитных ресурсов » - вот главные причины того, что средний белорус должен работать около 25 лет, чтобы купить среднюю двухкомнатную квартиру в Минске.

ТЕНДЕНЦИЯ/ТРЕНД ГОДА

Безвозмездная национализация - первый номинант в данной категории. Более ста предприятий были принуждены к проведению операции «долги в обмен на акции»: вместо создания современных производств - попытка вновь налить старое вино в новые бутылки.

Ухудшение условий для привлечения инвестиций - вторая номинация. Поправка в Инвестиционный кодекс отменила норму о неизменности в течение 5 лет белорусского законодательства в сторону ухудшения. Иностранные инвесторы лишены права самостоятельно определять цены на свою продукцию и распределять валютную выручку.

Победитель в данной категории - тренд надувания белорусского денежно-кредитного пузыря. Речь идет об очень мягкой кредитно-денежной политике государства, резком увеличении денежной массы, кредитов, а также финансовой поддержки правительства банкам и реальному сектору: «Искусственное стимулирование внутреннего спроса, в т.ч. административное повышение доходов, низкая финансовая и платежная дисциплина у промышленных и аграрных организаций, их беспрепятственный доступ к дешевому кредиту и субсидиям бюджета, канализация средств населения в банках в коммерческие проекты с высокими рисками и низкой рентабельностью».

НЕОЖИДАННОСТЬ ГОДА

В этой категории рассматривалось: 1) открытие сборочного производства иранских автомобилей «Саманд»; 2) признание бесперспективности проводимой политики руководителями государства и правительства; 3) рост числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Победа присуждена второму «номинанту» за «конфликт слова и дела, противоречие между декларациями и проводимой политикой, бессилие и растерянность перед лицом острых проблем реструктуризации и адаптации экономики к рыночным условиям, неадекватные меры во внешнеэкономической сфере по нейтрализации потенциального внешнего энергетического шока и диверсификации структуры производства ».

Вице-премьер Владимир Семашко: «Флагманы белорусского производства, за исключением БелАЗа, до сих пор достигают увеличения собственного производства еще за счет фондов, оставшихся со времен Советского Союза ». Премьер Сергей Сидорский: «Сегодня у нас нет эффективных проектов, под которые мы можем взять инвестиционные ресурсы иностранных кредитных линий… У нас нет готовых проектов ни у отдельных предприятий, ни в отраслевых министерствах ». Глава государства также был откровенен: «Мы только тогда чего-нибудь стоим, как государство, если все эти быки, коровы, гайки-шмайки будут нацелены на человека. А в остальном - все к черту, весь этот металл, колеса и машины, если человеку это не приносит пользу! » И еще раз президент: «Из-за бессистемного подхода мы плодим иждивенчество и бесхозяйственность ».

БИЗНЕС-ПЕРСПЕКТИВА ГОДА

ОАО «Савушкин продукт» стал одним из самых узнаваемых белорусских брендов как на внутреннем рынке, так и в России. Белорусско-австрийское СЗАО «Стеклозавод «Елизово» радует динамичным развитием. В партнерстве с австрийским капиталом белорусский завод вовремя уловил рост спроса на стеклянную тару. Изделия под брендом «Идеал» «Первой шоколадной компании» отмечены самыми высокими наградами на международных выставках.

Победитель номинации - «Савушкин продукт» за«адекватную стратегию развития и продвижения ТМ, высокое качество товаров, готовность к открытой конкуренции на рынке стран ЕС ».

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КАЗУС ГОДА

«Номинанты»: 1) снижение в 83 раза производства напитков винных виноградных и в 71 раз напитков винных плодовых; 2) аристократическая тенденция, приведшая к приросту продаж коньяка на 59%; 3) уникальный прирост покупок рыбных консервов на 42,3% при повышении реальных доходов в этом году на 17,3%.

Казус года - рост продаж коньяка. Не слишком ли рано начали праздновать свои достижения чиновники и их партнеры в бизнесе?

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЗУС ГОДА

Три номинанта: 1) рост прибыли ЖКХ в 2,63 раза при рентабельности реализованных услуг в 2,8% - чемпионский показатель среди всех сегментов экономики (в секторе связи прибыль выросла всего на 56%, в торговле - на 58%); 2) повышение среднегодового удоя молока от одной коровы за 5 месяцев (июнь - октябрь) с 2020 кг до 3490 кг, что вызвало демпинговый энтузиазм у российского молочного лобби; 3) прирост себестоимости строительства на 30,2% в течение года, что свидетельствует о растущих аппетитах строительного лобби. ВВП за это же период вырос всего на 9,7%.

Победитель - рост прибыли ЖКХ
Добавить комментарий
Проверочный код