Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (570) 25 декабря 2006 г. События. Оценки

«Даже не каждый преподаватель сможет объяснить»

25.12.2006
 

Кирилл СПОТЫКОВИЧ

Представители подрастающего поколения наконец-то стали понимать, что частые и настойчивые разговоры взрослых белорусов об основах госидеологии уже стали одной из наиболее крепких основ идеологии нашего государства.

О необходимости улучшения работы вузов по формированию мировоззрения студентов было заявлено на прошлой неделе. «Перед вузами поставлена задача совершенствования содержания подготовки кадров высшей квалификации, формирования конструктивного мировоззрения у студенческой молодежи», - подчеркнул глава государства на совещании с участием ректоров вузов.

Как оказалось, не случайно президент, обращаясь к ректорам, задался вопросами: «Удалось ли добиться более высокого качества обществоведческой подготовки на основе принципов государственной идеологии? Или все преобразования ограничились формальным сокращением часов и снижением воспитательного эффекта процесса обучения?»

…В одном из столичных негосударственных вузов преобразования не ограничились формальностью. К вопросам обществоведческой подготовки и госидеологии здесь отнеслись с должным пиететом. Даже сами студенты, которым обычно не до идей государственных масштабов, признают: «Да, был у нас как-то зачет по такому предмету - «Основы идеологии белорусского государства», но нам его всем автоматом поставили, так что я ничего не помню уже». Но в глазах девушки-студентки читалось: она прекрасно все помнит и о функциях, и о характерных чертах, и о мировоззренческих основах белорусской идеологии. Просто, согласно одному из пунктов идеологии самой толерантной и трудолюбивой нации, не нужно каждому встречному рассказывать о секретах построения счастливого общества.

Признались, что «слышали что-то, но это еще на прошлой сессии было», и студенты БГЭУ. «Основы идеологии - это как национальная идея», - взялся было рассуждать будущий экономист, но вовремя спохватился и законспирировался: «Хотя я уже точно не помню».

Даже студенты юрфака БГУ, которым предстоит на практике применять всю мощь идеологии современной Беларуси, не стали раскрывать всех карт перед корреспондентом «БелГазеты»: «В идеологии главное не сущность и не структура, а сам по себе предмет идеологии. Если бы нашу идеологию можно было охарактеризовать несколькими словами, то это была бы уже не белорусская идеология, а какая-нибудь американская. Это у них там все коротко и ясно: у одних идеология консервативная, у других либеральная. А у нас все сложнее, даже не каждый преподаватель сможет объяснить».

На одном из факультетов педуниверситета активизировали идеологическую работу со студенческим активом еще до того, как глава государства успел озвучить свои вопросы на совещании. Но благодаря такой прозорливости будущие учителя были лишены последних в нынешнем году лекций по идеологии, потому что «все уже вычитали». А стоящая у стенда с расписанием занятий девушка даже рассказала, что «для зачета можно просто реферат написать на какую-нибудь идеологическую тему. Например, СМИ в идеологических процессах или что-нибудь про нашу Конституцию».

Как оказалось, госидеологией, об основах которой не слышали разве что глухие, сегодня никого не удивишь. И будущие математики, и начинающие дипломаты, и юные экономисты неизбежно подходят к той черте, за которой в рамках зачета или экзамена нужно поговорить с преподавателем об основах госидеологии. А для того чтобы стать квалифицированным физиком, недостаточно просто разбираться в вопросах идеологии, нужно, как выразился президент, пройти весь процесс «формирования конструктивного мировоззрения». Именно поэтому все первокурсники физфака БГУ должны освоить такой предмет, как «ВОВ советского народа».

Последнее в уходящем году практическое занятие у студентов физфака было посвящено «освобождению Беларуси, а также выводам по второй мировой войне». Как только преподаватель сформулировал вопросы, студенты принялись хаотично листать учебники и конспекты. Первый же призванный к ответу физик смущенно попросил: «Можно я лучше об операции «Багратион» расскажу, у меня как раз реферат по этому вопросу?» На выручку пришел сокурсник, заявивший почти сенсационно: «Беларусь освобождали красноармейцы». Юным физикам никак не удавалось впечатлить своими ответами преподавателя: студенты пытались рассказывать об истории БССР, о политике Германии, но только не об освобождении родины от захватчиков. Во время одного из ответов преподаватель не выдержал: «Из вашего ответа вытекает, что армия «Центр» (должно быть, мудрый педагог имел в виду немецкую группу армий «Центр». - Ред.) воевала то на одной, то на другой стороне и была какой-то одиозной армией». Но студентам, привыкшим к молекулярным строениям и ядерным концепциям, никак не удавалось попасть в струю, определенную преподавателем истории. Один из первокурсников поздже честно признался: «Для меня что Великая Отечественная война, что Ледовое побоище - один черт». И стало понятно, что лишь прослушав курс по основам белорусской идеологии на четвертом курсе, этот парень сформируется как физик, способный верно расставлять мировоззренческие приоритеты и отделять полезные атомы от бесполезных.

…Истина в вопросе о начале освобождения Беларуси чуть было не затерялась в полемике, но терпение преподавателя лопнуло, и он поручил студенту, написавшему реферат, рассказать что-нибудь хотя бы об операции «Багратион». Студент сыпал цифрами о количестве задействованных в операции орудий, и практическое занятие плавно перешло в нужное академическое русло. Рассказ выступающего сильно напоминал сценарий традиционных рассуждений о белорусской идеологии: один человек с азартом рассказывал, изображая озабоченность и озадаченность, а все остальные с изображением крайней заинтересованности на лицах делали вид, что слушают и принимают к сведению.
Добавить комментарий
Проверочный код