Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Замерим, доставим, установим антресоли и сантехнические люки. Спешите
dveri-montazh.ru
№51 (570) 25 декабря 2006 г. События. Оценки

Обложили

25.12.2006
Трёхстороннее экономическое давление на Беларусь стало реальностью

Сергей ЖБАНОВ

Ширится международный фронт борьбы за демократизацию Беларуси. Вслед за Конгрессом США, продлившим действие «Акта о демократии в Беларуси», об экономических санкциях в отношении Беларуси объявила Канада, а вечером 21 декабря стало известно о решении Евросоюза исключить РБ из Генеральной системы преференций (ГСП). Теперь очередь за Россией, готовящейся перейти на рыночные принципы в торговле с РБ с начала 2007г. И тогда демократический фронт примет грозную форму клещей, удушающих белорусскую экономику.

Внешне все это напоминает день D, дату открытия второго фронта во время второй мировой войны. Но не более того, поскольку на этот раз у Востока и Запада нет общей цели. Россия объявила лишь о переходе на рыночные принципы в межгосударственной торговле с суверенной Беларусью и готова, как и прежде, защищать республику на международной арене, не добиваясь - в отличие от Запада - смены власти в стране.

Однако ущерб Беларуси от внедрения рыночных принципов в практику союзной российско-белорусской торговли окажется несравнимо большим, чем от западных санкций. В этом нет ни малейших сомнений.

К тому же Запад всячески открещивается от любых намеков на возможность согласованных действий с Россией. Посол США в РБ Карен Стюарт признает, что «США и ЕС стремятся скоординировать свои позиции в отношении Беларуси», но называет «совпадением» время, выбранное ЕС для исключения республики из ГСП, а Россией - для применения «рыночных походов во всех своих контрактах». Видимо, следует признать это совпадение случайным, поскольку никаких прилагательных, характеризующих его, совпадения, качество, в заявлении американского посла нет. Однако полугодовая отсрочка при введении санкций, предоставленная Беларуси ЕС для исправления ситуации с положением профсоюзов, - это точно спланированная угроза.

Спланированная, но явно более мелкая, чем российская реформа межгосударственных экономических отношений. Нейтрализовать ее легче, и сделать это нужно как можно быстрее, изобразив не на словах, а на деле искреннее стремление к соблюдению прав профсоюзов. Однако белорусские власти делают вид, что ничего экстраординарного не происходит, и пытаются путем дипломатических демаршей убедить Запад, что их санкции неэффективны. Москве, как главному игроку, повезло больше: в ее адрес кое-какие компромиссные предложения из Минска поступают, но и тут представители белорусских властей предпочитают не говорить об экономических потерях, называя их «скорее политическими оценками».

Например, верноподданному министру финансов Николаю Корбуту хватит республиканского бюджета в $14 млрд., чтобы при любом раскладе с экспортными пошлинами на нефть решить «наши социальные вопросы». Осталось выяснить, чьи конкретно вопросы имел в виду министр, употребляя местоимение «наши». Вице-премьер Андрей Кобяков не столь категоричен, как Корбут, и допускает возможность некоторого (но не «глобального» ) ухудшения уровня жизни белорусских граждан. А Герой Беларуси глава Нацбанка Петр Прокопович твердо уверен: «Белорусский рубль - устойчивая национальная валюта и такой будет в следующем году, несмотря на какие-то внешние факторы». Таким образом, каждый из любимых руководителей готов взять ответственность за порученный участок работы. Эту уверенность да Богу бы в уши. Но за последствия в целом отвечает не Всевышний, а президент, который пока молчит.

Между тем отказ белорусских властей от выполнения выдвинутых ЕС условий спровоцирует санкции, которые могут добить национальную экономику, приходящую в себя после российских мер рыночного воздействия. Поэтому имеет смысл оценивать конечный кумулятивный эффект, а не урон, нанесенный белорусской экономике действиями каждой страны в отдельности. Существуют опасения, что европейский довесок может стать катализатором, дестабилизирующим социально-экономическую обстановку в Беларуси. На этом скользком пути, дающем шанс на демократизацию Беларуси и лишающем Россию последних надежд на аншлюс, на первый взгляд, выигрывает только Запад.

Однако не все так однозначно. Как показал украинский опыт, завоевания любой «цветной революции» носят обратимый характер. Причина в том, что демократия и рыночная экономика - это неэквивалентная замена дешевым энергоносителям и огромному российскому рынку. Случись революционная смута в Беларуси, как тут же (на переходный период) республике понадобится два лидера: один - как олицетворение демократии в глазах Запада, другой - для рутинной работы и прочных связей с российской общественностью. Кадров первого типа в нашей стране навалом, а вот со вторыми пока дефицит. После того как Лукашенко раздумал объединять народы, роль славянского интегратора республиканского масштаба до сих пор вакантна. Если новый мессия не сыщется, то Европе и США придется остановиться на грузинском варианте.

Но расходы в Беларуси предстоят несравнимо большие. Чтобы простой народ вновь не разочаровался в демократии и опять не потянулся к союзу с Россией, Запад должен будет раскошелиться не на один миллиард долларов для Беларуси. Отбомбились санкциями? Будьте любезны предоставить достойную помощь по плану Маршалла. И тогда народ за санкции будет на Запад не в обиде.
Добавить комментарий
Проверочный код