Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№51 (570) 25 декабря 2006 г. Личный вкус

«Апокалипсис» (США, 2006)

25.12.2006
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Мел Гибсон. В ролях: Руди Янгблуд, Далия Эрнандес, Майра Сербуло, Джерардо Таракена, Рауль Трухильо, Карлос Эмилио Баэс.

Выход на экраны фильма Мела Гибсона «Апокалипсис» распаляет страсти. Публика желает знать, кто он, режиссер Мел Гибсон? Гений или халтурщик? К какой категории относится его последняя картина «Апокалипсис»? Это арт-хаус или «развлечение по последнему слову Голливуда»?

Путаницу в мыслях вносят «новаторские» вкрапления в ординарную жанровую схему приключенческого боевика: экзотический антураж доколумбовой Америки, диалект индейцев майя и субтитры вместо классического английского языка, отсутствие звезд и засилье непрофессиональных актеров, наконец, предваряющий действие актуальный эпиграф: «Великие цивилизации невозможно разрушить извне, пока они не разрушат себя изнутри», что подразумевает глубокую подоплеку в традиционном боевике с погонями. С другой стороны, когда умные идеи преподносятся с позиций подросткового кино, только простодушный в состоянии принять их за откровение и всерьез.

О чем кино. Мел Гибсон тяготеет к сюжетам, в которых человечество рисуется на заре своей юности, морально неокрепшее, дикое и лишенное постулатов нравственности. В «Апокалипсисе» это дохристианская цивилизация индейцев Центральной Америки. Миролюбивое племя охотников за тапирами захвачено в плен воинами могущественной империи. Через джунгли, опасные речные переправы и горные перевалы пленники держат путь в город теотихуаканских пирамид, жрецов и кровожадных жертвоприношений. Здесь одним предстоит быть проданными в рабство, другим стать объектами религиозных закланий. Избежать смерти и позора посчастливится лишь одному из плененных. Им окажется тот, кому удастся подняться над самим собой, преодолеть страх внутри себя, страх, который парализует волю и делает человека заложником внешних обстоятельств.

Это едва ли не самая ценная и цепляющая за живое идея, которая придает самым невероятным и невообразимым поворотам сюжета осмысленный характер.

По Гибсону ловкие повадки дикаря и скорость ног еще не панацея от гибели. Случай приходит на помощь только тем героям, которые одерживают мысленную победу над самими собой.

Параллельно многострадальная и увлекательная одиссея героев «Апокалипсиса» пытается служить иллюстрацией к другой масштабной аттракции фильма - демонстрации заката великой цивилизации. Жизнь майя-ацтекского мегаполиса представлена на экране в образах, которые напоминают натуралистические шедевры Пазолини и пост-апокалиптическое панк-сообщество из «Безумного Макса» (картины, которая принесла актеру Мелу Гибсону мировую известность).

Что важно. Оригинальное название картины Apocalypto подразумевает вовсе не «конец света» и переводится как «Начало», что придает фильму несколько иное смысловое звучание, отличное от общепринятого. Фильм Мела Гибсона не о «гибели индейского государства майя», а о предвестии новой цивилизации, которая, судя по финалу картины, уже не за морями. Название можно трактовать и иначе, в смысле «преображения дикаря в человека ».

Что мешает. Искусственность визуальной конструкции. «Картон» лезет из всех щелей. Ощущение историчности происходящего сходит на «нет» из-за обилия композиционных штампов и декоративной ретуши. Кровь невыносимо отдает развесистой клюквой, акты насилия - компьютерной графикой. Складывается убеждение, что режиссерским навыкам Мел Гибсон учился у кинематографистов догриффитовских времен. Его «Апокалипсис» словно возвращает нас во времена первых киносеансов, которые имели мало общего с искусством и служили «вкусам ярмарки и разврату ярмарочного люда».

Где посмотреть. В Доме кино и кинотеатрах «Победа», «Аврора», «Салют» и «Берестье».
Добавить комментарий
Проверочный код