Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№49 (568) 11 декабря 2006 г. События. Оценки

Невозбуждаемые

11.12.2006
Судить, только если президент разрешит

Виктор МАРТИНОВИЧ

Любопытнейший законопроект приняла 7 декабря Палата представителей. Поправки в УПК предусматривают новую процедуру судебного преследования должностных лиц. Отныне уголовные дела в отношении чиновников и депутатов в Беларуси можно будет возбуждать только с согласия президента или генпрокурора.

Всего неделю назад ПП НС уже рассматривала этот документ. Депутаты отправили его на доработку, посчитав, что он защищает чиновников больше, чем самих обитателей Овального зала. В новом варианте депутатов и вертикаль в правах более или менее уравняли - поправки приняты сразу в двух чтениях.

Благодаря поправкам УПК дополнился отдельной главой, регламентирующей особенности уголовного преследования судей, депутатов ПП НС, членов Совета Республики, народных заседателей, прокурорских работников и даже депутатов местных советов. В этот перечень вошли также госслужащие, включенные в кадровый реестр главы государства.

Возбуждение уголовных дел в отношении лиц, включенных в президентский реестр, может быть произведено только с согласия президента, а депутатов - с согласия генпрокурора. И это к уже имеющейся у депутатов неприкосновенности! Так, согласно гл.32 регламента ПП НС, депутат в течение срока своих полномочий «может быть арестован, иным образом лишен личной свободы лишь с предварительного согласия Палаты представителей». Теперь согласие генпрокурора потребуется даже для простого возбуждения уголовного дела в отношении преступившего закон народного избранника. Исключение составляют лишь случаи задержания на месте преступления или подозрение в совершении государственной измены.

В Палате проект презентовал представитель Национального центра законопроектной деятельности при президенте. Tut.by приводит его объяснение целесообразности принятия проекта: «значимость выполняемых задач и уровень принимаемых решений» высших должностных лиц страны требует соответствующих «особых правовых гарантий».

Впрочем, усложнение процедуры возбуждения уголовного дела, проведения оперативно-разыскных действий в отношении депутатов и чиновников из президентского кадрового реестра вряд ли может трактоваться как дополнительные «правовые гарантии». Гарантии - это когда ты твердо знаешь, что тебе дадут право на судебную защиту, а дело рассмотрят с особой тщательностью. Или когда можешь быть уверен, что получишь пенсию по увольнению с должности. Ситуация, когда что бы ты ни вытворял, какой бы беспредел ни чинил, без одобрения президента, который, вообще-то, является человеком довольно занятым, против тебя не может быть даже заведено уголовное дело, к «гарантиям» имеет столь же мало отношения, как и к «праву».

И потом, от кого защищают чиновников? Логическим обоснованием наличия института депутатской неприкосновенности в большинстве стран мира является отделенность законодательной ветви власти от исполнительной и судебной. Работая в интересах государства, депутат должен быть уверен в том, что его не осудят представители других ветвей, чьи интересы он может поневоле ущемить. В Беларуси, как это подчеркивается идеологами, разделения ветвей власти нет, парламент и суды работают в тесном взаимодействии с исполнительной вертикалью. Зачем же тогда наделять иммунитетом всех этих людей?

Не будем говорить о правовых казусах, к которым приведут новые поправки. О ситуациях, когда оклеветанный чиновником оппозиционер не сможет не просто выиграть суд, но даже возбудить дело, ведь для этого потребуется согласие главы государства. Отметим главное: применение поправок приведет к появлению в Беларуси касты индивидов, которые будут подчиняться иным юридическим нормам, нежели все остальные, при этом являясь такими же людьми из крови и плоти, как и те, кого можно привлечь к ответственности в обычном, установленном законом, порядке.

История показывает, что ни к чему хорошему появление подобных каст обычно не приводит. Да и как быть с пресловутой ст. 22 Конституции, в которой записано:«Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

Может, теперь для депутатов и госслужащих, входящих в кадровый реестр главы государства, отдельную Конституцию написать?
Добавить комментарий
Проверочный код