Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (568) 11 декабря 2006 г. Радости жизни

Марка за Br20

11.12.2006
уже привела к росту цен на CD и DVD в 1,5 раза

Константин ШИЯН

В прошлом году Белорусское авторское общество ввело новый порядок лицензирования дисков формата mp3. Всех ипэшников обязали выплачивать авторские отчисления. Тогда это объясняли тем, что с рынка нужно вытеснить мелких спекулянтов. Видимо, введенных мер оказалось недостаточно: с 7 декабря на каждом мультимедийном диске красуется марка. Чем аукнется новая инициатива на рынке CD и DVD, пока не знают даже игроки этого рынка. Однако потребители уже тревожатся: кое-где уже висят новые ценники с цифрами, как правило, в 1,5 раза превышающими предыдущие.

Отныне все диски с аудиовизуальными данными должны иметь марку, для получения которой предприниматель обязан предоставить товарные накладные. По мнению замдиректора компании Vigma Виктора Рудя, «эти меры помогут избавиться от тех дисков, которые привозят сюда сумками в автобусах и поездах, и непонятно, где и кем производятся». Ведь для получения контрамарки нужны также сертификаты соответствия. По мнению Рудя, цена на диски останется прежней, а если и изменится, то очень несущественно.

Подойдя к лотку в подземном переходе близ своего подъезда, корреспондент «БелГазеты» был несколько обескуражен: вместо привычных Br12 тыс. за коробку с mp3 -записями с покупателей требовали Br18 тыс., а DVD с фильмами стали на Br5 тыс. дороже. На вопрос, чем обусловлено резкое повышение цен, лоточник пожал плечами: «Контрамарки ввели - вот мы и отреагировали».

Однако далеко не у всех продавцов реакция на акцизы оказалась такой же: в переходе близ ЦУМа сохранились привычные цены: Br7 тыс. за CD и Br9 тыс. за DVD. По словам продавца Юрия, «от новой инициативы потребитель не пострадает: цена поднимется максимум на Br1-2 тыс. - из-за того что у поставщиков, согласных принимать оплату по безналу ( условие получения товарной накладной. - Ред.),цены чуть больше. Пострадают мелкие ипэшники, привыкшие работать лишь по «серым» схемам».

Суть последних сводится к тому, что «спекулянт приезжает в Москву, общается с тамошними пиратами, грузит в сумку тубу с дисками (в небольшой сумке может вместиться до 1 тыс. дисков) и пачку сопутствующей макулатуры для оформления коробок, рассчитывается налом, привозит сюда, расфасовывает и несет на рынок. Накрутка - более 300%!» Теперь многие играть по новым правилам не смогут: ведь для этого нужны российские партнеры, готовые принимать оплату безналом, а они «часто отказываются работать с новыми, незнакомыми им людьми», поскольку «в России основательно взялись за борьбу с пиратством». К слову, Юрий также не планирует повышать цены на свой товар.

Почему же у многих столичных продавцов подскочили цены? «Просто теперь мы продаем 100% лицензионные диски, в стоимость в которых закладывается и цена копирайта», - заверили в одном из магазинов. В разговоре с корреспондентом один из честных продавцов признался, что заставило их уважать правообладателей: «Дилеры, с которыми мы работали раньше, просто не могут предоставить накладных, поэтому приходится обращаться к официальным дистрибьюторам лицензионных товаров». Обход магазинов с лицензионными компактами показал, что российские исполнители оцениваются в среднем в Br18-25 тыс., зарубежные - до Br50 тыс. Контрафактный DVD c фильмом оценивают в Br9-13 тыс., лицензионный - минимум в 2 раза дороже. Как правило, цена зависит не только от значимости продаваемого бренда, но и от упаковки и комплектации. Большинство же компактов реализуется по прежней цене - около Br7 тыс.

Директор компании West Records Сергей Ясюченясчитает, что сами по себе контрамарки на дисках существенно изменить ситуацию на рынке не могут: «Я не знаю, какие условия будут выдвигаться продавцам дисков в дальнейшем, но сейчас, чтобы поставить марку, нужно только предоставить накладные. Никаких требований к соблюдению копирайта! Поэтому ничего принципиально нового не произошло: сама контрамарка стоит Br20».

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЦЕНЫ?

В неформальной беседе с корреспондентом «БелГазеты» владелец сети лотков с компакт-дисками Анатолий рассказал, как формируется цена на единицу его продукции по дороге к прилавку: «Как правило, mp3-шник у оптовика в Москве, если рассчитываться наличными, стоит $1,1. С появлением марок цена поднимется, как ожидается, примерно на $0,5. Далее вкручиваются 18% НДС, плата за доставку (порядка $300 за партию), аренда, зарплата продавцу (у нас $150 оклад плюс проценты - в сумме до $300). В итоге один диск выходит в сумму, близкую к $2-2,5. Учитывая риск не продать значительную часть того, что привез, менее чем двойная накрутка - не такой уж и грабеж».

БЕЗ ПАНИКИ!

В конце лета новостные ленты пестрили громкими заголовками «С нового года розничные цены на продукты мультимедиа могут вырасти в Беларуси в 4-5 раз». Только услышав, что на каждый диск будут вводиться акцизы, предприниматели начали бить тревогу и составлять прогнозы: дескать, с нового года каждый компакт с мультимедийным наполнением будет стоить никак не меньше $55-80. Но, как оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Сейчас никакого тотального лицензирования и бума не ожидается. Существенного дефицита импортных дисков тоже не ждут.
Добавить комментарий
Проверочный код