Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (568) 11 декабря 2006 г. Экономика

Малый бизнес гнется, но не ломается

11.12.2006
 

Ярослав РОМАНЧУК

Долготерпению белорусского малого и среднего бизнеса (МСБ) нет конца. Его душат налогами и проверками, тестируют на прочность лицензированием и сертификацией, заставляют заполнять ворох документов и принуждают к фиксированию цен. А он все еще вертится. И штрафы высоки, да не смертельно. И регистрация запутана, но вытерпеть можно. Результаты анализа деятельности МСБ Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ в ноябре 2006г., показывают, что интенсивность противостояния между частным бизнесом и бюрократией не идет на убыль.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Исследовательский центр опросил 253 предприятия. На 64,8% из них работает от 11 до 50 человек. 66,5% респондентов начали работать до 2000г. 37,2% опрошенных представляют торговлю и общественное питание, 19% - промышленность, 11,5% - строительство, 7,1% - транспорт и связь, 6,7% - образование. 38,3% респондентов утверждают, что в последние два года их положение несколько улучшилось, 38,7% - что осталось без изменения. Только 14,2% констатируют незначительное ухудшение. Прогноз в отношении экономического положения на 2007г. еще более оптимистичный. 45,1% ожидает незначительного улучшения ситуации, 41,1% - статус-кво. Получается, что ни белорусский бизнес, ни население в целом не видят никакой опасности в повышении цен на газ и нефть в 2007г.

Чуть более трети опрошенных в прошлом пользовались налоговыми льготами. 48,2% используют упрощенную систему налогообложения. 33,2% испытывают потребность в заемных средствах. Две трети из них реально пользуется кредитами, в основном на покупку сырья и материалов (пополнение оборотных средств) и гораздо реже (каждый четвертый получатель кредита) - на внедрение новых технологий. Источником для 75,4% пользователей заемных средств являются кредиты банков, для 31,6% - средства знакомых, друзей и родственников.

Таблица

48,2% респондентов оценивают условия ведения бизнеса по сравнению с госсектором как неравные, а 51,8% МСБ уверены, что все в Беларуси равны. Среди тех, кто говорит о дискриминации частного сектора, 56,6% указывают на такие сферы неравенства, как налогообложение, 36,9% - на запреты деятельности в определенных секторах, 36,9% - на условия получения разрешений и лицензий, 35,2% - на разницу в ценах на сырье. 48,4% респондентов говорят, что контролирующие органы более лояльны к госпредприятиям. Когда предприниматель работает на рынке или в небольшой мастерской, он едва ли сталкивается с госконкурентами, которые имеют лучшие условия работы. А вот как только речь заходит о производстве, транспорте, строительстве, ситуация меняется.

36,8% опрошенных сталкивались с административным вмешательством в свою деятельность. Речь идет о действиях, не предусмотренных законодательством, о нарушении закона чиновниками. Но в МСБ каждый надеется на то, что договориться можно в любом случае. У большинства действительно получается. Отсюда и нескрываемый оптимизм.

Административное вмешательство выражается в принуждении к выполнению работ (благоустройство, озеленение, шефство над колхозами и т.п.) - 52,7%, в поборах (пожертвования на соцнужды, благотворительность, принудительная подписка на СМИ и т.п.) - 49,5%, в требовании снижения или повышения цен - 33,3%, в отказе в аренде офисных и производственных помещений - 32,3%, доведении темпов роста объемов производства (20,4%). 26,1% респондентов считают, что местные органы власти мешают бизнесу, еще 25,3% сказали, что они не оказывают никакого влияния. 35,7% считают, что местные власти в чем-то помогают, в чем-то мешают. Сторонников мнения «скорее помогают» только 6,3%. Основная форма помощи - получение информации о нормативных актах и требованиях. Местное самоуправление зачастую превращается в местечковые структуры по распределению льгот, благ и преференций, с одной стороны, и уничтожению конкурентов - с другой.

МСБ Беларуси мало инновационен. Только 5,7% предприятий в 2004-2006гг. подавали патентную заявку за границей, 14% - в Беларуси. Только 4,5% опрошенных производили продукцию (предоставляли услуги), не имеющую аналогов на внешних рынках. Большинство МСБ свело инновационную деятельность до оргизменений и внедрения нового вида продукции. Для работы на локальном рынке этого достаточно, но для выхода на внешние рынки явно не хватает.

ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЕРКА

Из шестнадцати основных проблем, которые выделили эксперты ИПМ, нет ни одной, которую считала бы полностью решенной хотя бы треть МСБ. Даже отсутствие доступа к микрокредитам - это не проблема только для 25,6% респондентов. Семь проблем имеют интенсивность выше средней. К ним относятся налоги, проверки и штрафы, большой документооборот, лицензирование, получение разрешений, регулирование цен и регистрация. Чуть отстает проблема статистической отчетности и недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса.

По признанию респондентов, бюрократические препятствия мешают бизнесу наращивать производство, вводить инновации, создавать новые рабочие места. Столкнувшись с жестким госрегулированием, каждый пятый предприниматель склонен перейти в другую сферу деятельности, где препятствий меньше.

Если монетизировать все требования государства, которые вынужден выполнять белорусский МСБ, то получается, что он платит дополнительный оборотный налог в 5-7%. Самое обидное, что большинство этих ресурсов не оседает ни в чьих карманах. Это вывод подтверждают как исследования ИПМ, так и данные Всемирного банка.

ПУСТЬ НЕ РЕШИТЬ ИМ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

Правительство не идет навстречу частникам в плане сокращения количества налогов. Оно не смогло добиться стабильности, предсказуемости и однозначности толкования налогового законодательства. Правовая база настолько запутана, что даже получение информации о налогах стало острой проблемой. Полностью решенной ее считают только 8% МСБ.

Самой сложной проблемой в области ценообразования являются нестабильность законодательства и его противоречивость. МСБ заставляют работать по госрасценкам, что вкупе с предвзятым отношением органов госуправления к бизнесу является нарушением прав частной собственности. Предприятия считают большой проблемой требование делать плановые и отчетные калькуляции, регулирование рентабельности, скидок и снижения цен. Белорусской спецификой является жесткое ограничение затрат, которые можно отнести на себестоимость, а также тотальная регистрация новых цен.

МСБ не чувствует послаблений в сфере получения лицензий и разрешений. Эти процедуры остаются время- и ресурсоемкими. Допустим, госорганам хочется все контролировать и регулировать, но зачем же скрывать от бизнеса информацию по лицензиям и разрешениям? Проблема получения информации имеет очень высокую выраженность. Она даже острее, чем большое количество лицензий и разрешений. МСБ стало бы гораздо легче, если бы не надо было получать разрешения на изменение видов или на новые виды деятельности, если бы снижены были цены на данные процедуры. Когда почти треть опрошенных считают вымогательство взяток органами, выдающими разрешения, серьезной и очень серьезной проблемой, и только 11% МСБ проблемы в этом не видят, пора задуматься об источниках коррупции и качестве управления.

ВЕЧНО ПРОШТРАФИВШИЕСЯ

В 2006г. на одно предприятие приходилось в среднем 7,74 проверки. До конца года наверняка будет более 8. Наиболее частными гостями в офисах МСБ были налоговики (1,97 проверки), пожарные (1,3) и санэпидемстанция (1,23). Почти каждая вторая проверка налоговой и пожарных заканчивалась штрафами. Штрафуют каждое третье предприятие. В целом по стране 40% проверок заканчивается штрафами.

Когда малое предприятие почти каждый месяц принимает проверяющих, можно понять психологическую и нервную нагрузку на руководителей и персонал. А представьте ситуацию, когда в офис одновременно нагрянут налоговая, пожарные, представители местных органов власти, экологический контроль, лицензионные органы, структуры защиты прав потребителей, прокуратура и др. Неудивительно, что из всех проблем самой серьезной опрошенные считают высокие штрафные санкции. При существующей системе наказаний форма собственности предприятия не имеет значения. В любом раскладе контрольный пакет все равно находится в руках у государства.

НЕСОГЛАСНЫЕ

Больше всего склонны оспаривать решения разных органов власти предприятия со стажем. Среди тех, кто начал работать на рынке до 1996г., таких 38,6%. 35,6% предприятий, основанных в 1996-2000гг., тоже настроены на борьбу за свои интересы. Для сравнения: к подчинению готовы 19,2%. Наибольшее количество борцов - в строительстве (37,9%), торговле и общепите (36%) и сфере услуг (33,3%). Максимум конформистов - в бытовом обслуживании (35,7%).

Усредненный тип малого предприятия, готового отстаивать свои права, выглядит следующим образом: фирма со стажем работы на рынке около 10 лет, из строительства или торговли, с персоналом более 50 человек. Таких предприятий у нас около одной трети. Много или мало?
Добавить комментарий
Проверочный код