Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№49 (568) 11 декабря 2006 г. Экономика

MсDonald’s боится домохозяйки

11.12.2006
«Они наши реальные конкуренты»

Марина ГУЛЯЕВА

10 лет успеха в Беларуси на минувшей неделе отметил McDonald’s. Юбилей лидера не только отечественного рынка фаст-фуда, но и мирового (белорусские рестораны McDonald’s - самые посещаемые в мире) был отмечен по-спортивному.

Подвергающийся бесконечным нападкам сторонников здорового питания, McDonald’s ко дню рождения приготовил новое «блюдо» - выступил организатором международного юношеского хоккейного турнира, состоявшегося на прошлой неделе. Если же еще и после этого остаются какие-то сомнения в полезности блюд McDonald’s, то их, видимо, должны рассеять слова президента компании в Восточной Европе Хамзата Хасбулатова: «Я гарантирую качество, безопасность и доступные цены».

В отношении планов компании на белорусском рынке г-н Хасбулатов не давал точных гарантий, но оценивал будущее McDonald’s с воодушевлением. Чем подпитывает свой оптимизм Хамзат ХАСБУЛАТОВ, попыталась выяснить обозреватель «БелГазеты».

СПРАВКА «БелГазеты». Хамзат Хасбулатов окончил Институт народного хозяйства им Плеханова в 1977г., работал в системе общепита Москвы. В 1988г. был принят на работу в ЗАО «Москва-Макдоналдс», после 9 месяцев стажировки в США и Канаде возглавил первый российский «Макдоналдс». В 1990г. - первый заместитель гендиректора ЗАО «Москва-Макдоналдс», в 1997г. - гендиректор, 1999г. - президент «Макдоналдс» в России, в 2002г. - президент «Макдоналдс» в России, на Украине и в Беларуси, с 2005г. - в Восточной Европе.

- За 10 лет в Беларуси открыто всего пять ресторанов McDonald’s. Согласно исследованиям МАСМИ, 57% респондентов ассоциируют предприятия фаст-фуда именно с McDonald’s. По этим же исследованиям, треть опрошенных уже питаются вне дома два-три раза в неделю. Почему не открываются новые рестораны McDonald’s?

- Для меня не является приоритетом физическое увеличение количества ресторанов. Строительство «коробок» и начинка их оборудованием - не самое сложное в нашей работе и не является фактором, подтверждающим наш успех. В первую очередь играет роль, насколько близкое к максимуму количество качественных услуг мы предлагаем потребителю. Два года назад мы были вынуждены закрыть ресторан на железнодорожном вокзале. Конечно, это произошло не по нашей прихоти (БГУ захотел расширить свои площади), но, не мешая нашей деятельности, сделать это было невозможно. Мы рассчитывали, что сможем открыть ресторан еще в прошлом году, но, увы, не получилось. Не произойдет это и в нынешнем году, т.к. строительство затянулось… Рассчитываем, что ресторан заработает к концу 2007г.

Можем ли мы еще открыть рестораны в Минске? Да, можем. Потенциал минского рынка очень многообещающий. Мэру Минска я уже говорил, что мы готовы разместить несколько предприятий. Кстати, как нам сказал глава Белорусской федерации хоккея (министр внутренних дел Владимир Наумов. - М.Г.), скоро у вас откроется новый спорткомплекс, и если МcDonald’s заинтересуется этим вариантом, то его открытие в этом комплексе вполне возможно.

- Почему до сих пор нет ни одного ресторана в регионах?

- Любое перемещение в регионы - затратный процесс. К слову, пять лет назад в Минске мы открыли свой дистрибуторский центр, чтобы поставлять продукцию во все столичные рестораны. Но пока для нас важным является развитие сети в Минске, а потом уже будем оценивать открытие предприятий в регионах.

- Вы сказали, что финансовые успехи белорусского McDonald’s настолько велики, что вопрос о дальнейшем вкладывании инвестиций не стоит. О какой сумме идет речь?

- Сколько потребуется, столько вложим. Для этого нужно знать, какой ресторан будет открыт, где. Но сколько бы это ни стоило, столько будем инвестировать.

- Белорусский McDonald’s сегодня самый посещаемый в мире. Это соответствует вашим планам?

- Показатели превзошли все наши ожидания. Пять ресторанов в Минске по своей посещаемости равноценны пятнадцати ресторанам в европейских столицах. Ежегодно наши рестораны в Минске посещает более 1,7 млн. человек.

- Не намерены ли вы открыть кофейни «МакКофе», как в Москве?

- Наши кофейни оказались достаточно успешным проектом, и мы судим об этом не только по России, но и другим странам. Кстати, в минских ресторанах кофе предлагают уже не только одного вида, а четырех. Следующим шагом после открытия достаточного количества ресторанов станет открытие «МакКофе».

- Сегодня белорусский McDonald’s на 65% состоит из белорусского и российского сырья. Каковы ваши планы в отношении увеличения этой доли и, в частности, использования местного мяса и картофеля?

- Лично я сторонник локализации всех услуг. Но чтобы любой поставщик наладил производство, ему нужна критическая масса предприятий, для которых он будет выполнять заказ. Не могу я заставить поставщика производить картофель для пяти ресторанов: экономически это невыгодно. Мы занимаемся поиском таких компаний, потенциально все соглашаются. Но говорят, что нужна совершенно новая технология, семена, переработка и т.д. Словом, очень большие и пока не оправданные затраты.

- Как вам качество белорусского мясного сырья?

- Сегодня выгоднее покупать мясо в Бразилии. Российскую мясную переработку наполовину обеспечивают Бразилия и Аргентина. Для нас важны, во-первых, качество и безопасность сырья, во-вторых, надежность поставок, в-третьих, цена, в-четвертых, логистика.

- Если оценить эти факторы в отношении белорусских мясных ресурсов, по каким из них у нашего мяса наибольшее несоответствие требованиям McDonald’s?

- По качеству и безопасности вопросов нет. Они касаются только логистики и надежности поставок. Здесь нет пока перерабатывающего предприятия, которое делало бы нужную нам продукцию. Сами мы не намерены вкладывать в это деньги: мы рестораторы, а не агрономы.

- Однако в Москве вы когда-то построили завод…

- Да, и если когда-то в нем работало девять производственных цехов, то сегодня всего три. Практически все делается местными производителями. И это произошло только тогда, когда в Москве появилось более ста ресторанов.

- Российскому журналу «Секрет фирмы» вы сказали, что вас больше волнует не конкуренция со стороны других игроков рынка, а давление со стороны собственных ресторанов. В Беларуси вам нечего бояться?

- (Улыбается.) Да, пока я боюсь только домохозяек. Они наши реальные конкуренты. Магазин, киоск, где человек покупает продукты, тоже являются конкурентами для McDonald’s. Да, это не прямая конкуренция - белорусский рынок общепита не представляет собой такую конкурентную среду, как это принято в мире, но тем не менее…

Однако я бы не стал говорить о том, что только открытие новых предприятий может повлиять на развитие конкуренции. Дело в том, что белорусский потребитель по своему потребительскому поведению копирует россиянина. В России же сегодня только около 15% пользуется услугами предприятий общепита на постоянной основе, т.е. культура питания вне дома находится на самом начальном уровне. Наша задача - предложить такие услуги, чтобы вы могли у нас позавтракать, пообедать и поужинать.

- Как долго вам некого будет опасаться?

- Думаю, долго. Нам времени хватит…
Добавить комментарий
Проверочный код