Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Женская, мужская и детская одежда по выгодным ценам из Германии! Проверьте
az-art.me
№47 (566) 27 ноября 2006 г. Тема недели

Ута Цапф: европейцы хотят закрыть черную дыру

27.11.2006
за 10 млн. евро

Виктор МАРТИНОВИЧ

Представляется, отличным символом возможного диалога представителей белорусской власти с европейцами может быть состоявшаяся недавно белорусско-германская конференция по внешней политике «Минский форум». На нее впервые прибыли практически все приглашенные организаторами официальные лица Беларуси, что заметно озадачило большинство присутствовавших.

Товарищи со значками депутатов ПП НС в кулуарах шарахались от представителей оппозиционных политпартий. А когда один из выступавших принялся открыто критиковать власть, эти самые товарищи нервно завертели головами, «как будто в поисках ОМОНа», как пишет журналист Алесь Кудрицкий. Видимо, единственным белорусско-европейским диалогом, который в полной мере устроил бы носителей красно-зеленых значков, является диалог при посредничестве ОМОНа. И единственным реальным препятствием для его осуществления может быть то, что к нему не в полной мере готовы представители Евросоюза, которых могут смутить как методы работы посредников, так и санитарное состояние переговорных комнат.

О том, что означает новая евростратегия и почему вдруг белорусская власть принялась демонстрировать признаки открытости Европе, обозреватель «БелГазеты» беседовал с депутатом бундестага, руководителем парламентской группы «Германия-Беларусь» Утой ЦАПФ.

- Что вы думаете о новой европейской стратегии для Беларуси?

- Этот документ многое предлагает вашей стране. Он напоминает мне предыдущие предложения, которые были сделаны Беларуси в рамках пошаговой стратегии в 2000г. Сейчас предложено большее, документ углубляется в детали, объясняет, что именно может быть сделано для поддержки Беларуси по разным направлениям - в экономике, социальной жизни и т.д.

Кроме этого, он содержит перечень довольно серьезных требований. И я не уверена, что белорусская администрация все их исполнит. Но если она хотя бы начнет двигаться в нужном направлении, некоторые из обещаний ЕС могут быть исполнены. И это будет очень хорошим итогом для вашего общества.

«НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ СНОВА И СНОВА»

- Официальный Минск не исполнил четыре требования, сформулированные в рамках пошаговой стратегии. Почему сейчас от него ждут исполнения двенадцати условий?

- Очень хороший вопрос. Во многом это зависит от оценки режимом ситуации, в которой он оказался. Состояние белорусско-российских отношений сейчас несколько натянутое. Это может привести к тому, что Лукашенко по крайней мере немножко откроется в сторону Запада. Он всегда заявлял, что Беларусь в равной степени ориентирована и на Россию, и на Европу. Возможно, нынешняя ситуация в отношениях с Россией приведет к тому, что правительство задумается о целесообразности своего рода нового пошагового процесса.

Я не жду, что правительство прямо завтра скажет: «Хорошо, мы исполняем все двенадцать требований». Ведь некоторые из них, например о расследовании политических исчезновений, могут быть довольно неприятными для белорусской стороны. Но если правительство начнет взаимодействовать с ЕС, например, в экономике и в то же время предпринимать плавные шаги по демократизации, ослаблению давления на гражданское общество, возврату независимых СМИ в госсистему распространения, это уже будет хорошо. Я сама довольно настороженно отношусь к вероятности исполнения этих требований: у меня достаточно опыта работы с Беларусью, и я помню обещания, которые не были выполнены, а также европейские требования, отклоненные вашей страной. Но считаю, что нам нужно предлагать снова и снова. Возможно, внешнеполитическая ситуация для Беларуси изменится настолько, что правительство поймет, что наши требования полностью соответствуют интересам вашей страны.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ОТ РОССИИ

- Значит ли это, что основной причиной появления этих новых предложений ЕС является упомянутая вами натянутость в отношениях с Россией, непонимание в энергетической сфере и т.д.?

- Я не знаю точно, почему ЕС сформулировал свои предложения именно сейчас. Но думаю, что одна из причин - новая дискуссия по вопросу о европейской политике добрососедства. В начале ноября у белорусских и европейских политиков и экспертов была встреча в Минске в рамках «Минского форума», где мы обсуждали политику добрососедства. Европейцы осознают, что в этой политике есть черная дыра. И они хотят закрыть ее, предлагая больше возможностей для сотрудничества Беларуси. В то же время, они действительно могут исходить из того, что проблемы в белорусско-российских отношениях будут способствовать шагам Европы и Беларуси навстречу друг другу.

КАК КОНОПЛЕВ НЕ УШЕЛ ОТ ПУФАЛО

- Спикер ПП НС Владимир Коноплев и другие официальные лица впервые за долгое время приняли участие в упомянутом вами «Минском форуме». Почему это произошло? Трудности в отношениях с Россией располагают официальный Минск к диалогу?

- Вполне возможно, что именно так. Я участвовала в «Минском форуме» и думаю, что факт присутствия там белорусских парламентариев, Владимира Коноплева, который выступил с речью, отражает некую новую ситуацию, которой никогда раньше не было. Отражает готовность к коммуникации, разговору друг с другом.

Как вы знаете, после выступления Коноплева на «Минском форуме» слово взял генсек партии ХДС Рональд Пуфало. Его речь была довольно оскорбительной и резкой. И г-н Коноплев не ушел из зала, ответил на нее. Думаю, это еще один знак того, что Беларусь открывается для сотрудничества или хотя бы для коммуникации с Западом.

ЦЕНА ВОПРОСА

- В какую сумму можно оценить помощь, которую ЕС готов предоставить Беларуси в случае ее согласия исполнить двенадцать условий? Местные эксперты заявляют о 5-6 млн.евро в год…

- Если вы проанализируете весь спектр сделанных предложений, это будет больше 5-6 млн.евро. Речь ведь идет о поддержке мелких и средних предприятий, развитии инфраструктуры, приграничных коммуникаций, медицине в рамках чернобыльских программ. По моим оценкам это не 5-6 млн., а 10-12 млн.евро в год.

- ЕС имеет проблемы с финансированием своих новых членов. Программы не исполняются, дотации замораживаются, правительства Польши, Литвы и других стран жалуются. Почему на этом фоне Европа вдруг изъявляет готовность финансово поддерживать страну, которая даже не является новым членом ЕС?

- Да, но для государств, которые не являются нашими новыми членами, хоть и имеют статус соседей, в ЕС есть отдельная программа. Они получают поддержку в самых разнообразных сферах. Я не знаю, как много получает, например, Молдова или Украина, но деньги идут. И новые члены, прежде чем они были приняты в ЕС, получили значительное финансирование в качестве «развивающей помощи», поддержки реформирования инфраструктуры.

И если вы посмотрите на «Соглашение о партнерстве», которое было заключено между РБ и ЕС в ранних 90-х и никогда не приблизилось к реализации из-за событий 1996г. (конституционный референдум, роспуск Верховного Совета и т.д. - В. М.), вы обнаружите, что оно идентично соглашениям, заключенным с другими странами, граничащими с ЕС.

Мы не думаем, что Беларусь станет членом ЕС: есть много препятствий для этого. Но мы распространяем политику добрососедства на те страны, у которых никогда не было шансов на вступление, например, средиземноморские государства Северной Африки: Марокко, Алжир и т.д. В интересах Европы иметь соседей, которые стабильны, готовы мирно сосуществовать с Европой, не знают внутренних конфликтов и политических кризисов.

«ОНИ НЕ УБЕГАЛИ»

- Действия сторон - присутствие официальных лиц на «Минском форуме», освобождение некоторых заключенных, с одной стороны, и новые европейские предложения - с другой, производят впечатление подготовки к некоему диалогу. Но возникает ощущение, что вестись он будет на белорусских условиях - без темы исчезнувших политиков, например. Имеет ли смысл диалог в таких рамках?

- Вопросы, связанные с правами человека, свободой слова и профсоюзов нам следует включать в любые переговоры с Беларусью. И на «Минском форуме» все эти темы были упомянуты различными политиками и экспертами. Но не стоит ждать мгновенной реакции на них со стороны белорусской администрации. Хорошо уже то, что присутствовавшие на форуме чиновники, услышав обо всем этом, не убегали. И это действительно может быть истолковано как знак их желания глубже вовлекаться в диалог с Европой. Думаю, сейчас нам следует подождать официальной реакции Минска на предложения Евросоюза.

Я, кстати, была несколько разочарована комментариями некоторых оппозиционных политиков. Один из них сказал: «Неужели эти европейцы не понимают, что с режимом разговаривать не стоит?». Такой подход не вполне соответствует интересам белорусского народа.

Думаю, основным интересом ЕС является способствование развитию Беларуси как демократической страны, ориентированной на критерии ОБСЕ, ЕС и ООН.

Конечно же, ЕС хочется иметь на своих границах демократических соседей, с которыми можно было бы взаимодействовать на всех уровнях - от экономического до социального. Но это не значит, что поведение Европы сигнализирует о некоем новом подходе к оценке действий режима. Мол, OK, мы больше не замечаем плохих вещей, закрываем глаза на нарушения, делаем вид, что ничего предосудительного не происходит. Ведь наряду с предложениями есть еще пресловутые двенадцать условий.

«ОТМЕНА ЛЬГОТ - ОДИН ИЗ ПРЕДМЕТОВ ТОРГА»

- Официальная реакция на предложения Евросоюза уже озвучена. 23 ноября представитель МИДа отметил, что в них «нет ничего принципиально нового». «С одной стороны, наши европейские партнеры пытаются на бумаге навязать нам некую необъятную, абстрактную декларацию... С другой - на этом же фоне Европа одновременно готовит введение абсолютно реальных экономических санкций против Беларуси». Как вам такая реакция?

- Это довольно естественная реакция. Действительно, в европейской стратегии нет ничего принципиально нового. Все требования и предложения, фигурирующие в ней, были упомянуты до этого в рамках пошагового процесса. Что же касается экономических санкций, они могут быть отложены.

Причиной их появления является расследование нарушений прав профсоюзов, проведенное Международной организации профсоюзов. МОТ утверждает, что Беларусь необходимо исключить из генеральной системы преференций за несоответствие критериям этой организации. Но до сих пор эти санкции применены не были. И, думаю, отмена льгот в рамках ГСП - один из предметов торга.

Очень важно показать белорусскому народу, как значима открытость, какие преимущества сулят новые экономические связи, доступ к новым рынкам и т.д. Так что европейская «необъятная декларация» и «введение абсолютно реальных экономических санкций» как бы связаны между собой.

СПРАВКА «БелГазеты». Ута Цапф родилась в 1941г. в Легнице. С 1990г. - депутат бундестага. Член фракции социал-демократов, председатель подкомитета по разоружению, руководитель парламентской группы «Германия-Беларусь», председатель рабочей группы Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Беларуси. Является одним из основных европейских политических деятелей, вырабатывающих стратегию взаимоотношений с нашей страной.
Добавить комментарий
Проверочный код