Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (566) 27 ноября 2006 г. Радости жизни

«Лiстапад» в отпаде

27.11.2006
«Нас встретили, покормили, как я стану критиковать фестиваль?»

Ася КАЛИТИНА

«Тринадцать - замечательное число, почти библейское: это двенадцать апостолов и Иисус Христос» , - на открытии нынешнего 13-го по счету «Лiстапада» попытался задать тон фестивалю бессменный его председатель Ростислав Янковский. «Тринадцать - это хорошее число: число цыган, бродяг и лицедеев», - уже на закрытии подводила итоги почетный председатель жюри кинофестиваля режиссер Светлана Дружинина. «То ли апостол, то ли лицедей», - шутливо окрестили журналисты ММКФ, прошедший в столице на прошлой неделе. Фестиваль оказался и впрямь весьма противоречивым: с одной стороны, на полноценный кинофест (даже несмотря на внешний лоск, помпезность, государственный подход и медные трубы военного духового оркестра) он все еще не тянул. С другой - по фильмам оказался на редкость интересен.

Открытие и закрытие «Лiстапада» обошлись без сюрпризов: на сцене Дворца республики в который раз блистали актеры и режиссеры, из года в год балующие своими визитами минскую публику, и «советско-комсомольский бомонд». Звучали дежурные речи, слова благодарности и «сердечные поздравления мэру» - «за то, что смог сохранить Минск таким удивительно чистым».

А за кулисами наряду с традиционными фразами: «Нас встретили, покормили, как я стану критиковать фестиваль? Не буду! Даже, если бы и было за что» (так кипятился на пресс-конференции актер Виктор Чиндяйкин), слышались критические замечания: «Где кинематографистам общаться после показов?» (так сетовал на отсутствие у фестиваля своего центра польский актер Цезарий Пазура). Драматург Виктор Мережко, говорил «о неумении или о нежелании организаторов организовать вечерне-ночной досуг», создать клуб, где могли бы встречаться, знакомиться, заводить деловые контакты кинематографисты. «В воскресенье было четыре программы, после все пошли либо спать, либо кирять по своим номерам - пойти было некуда».

«Некоторые шероховатости» в организации фестиваля отмечал оператор картины «Франц + Полина» Максим Трапо: «Главная проблема фестиваля - в разбросанности его жизни: может, что-то и происходит, но сильно суетно информационное пространство. Мы зачастую не знаем, что происходит. Много информации доходит с опозданием. Нет центра фестивальной жизни».

Список конкурсной программы был аналогичен предыдущим годам и представлял собой «солянку» из уже демонстрировавшихся в белорусском прокате российских новинок - изящной драмы Кирилла Серебрянникова «Изображая жертву» (критики окрестили ее «современным российским «Гамлетом» ), «эстетской «бытовухи» Ивана Вырыпаева «Эйфория», мелодрамы «Мне не больно» Алексея Балабанова и дебютной мелодрамы популярной сценаристки и медиа-персоны Авдотьи Смирновой «Связь»; отечественных лент «Я помню» Сергея Сычева и «Соблазн» Маргариты Касымовой, картин национальных студий Эстонии, Узбекистана, Кыргызстана, Польши, Болгарии и Сербии, которых, кроме как на «Лiстападзе», пожалуй, нигде не увидишь. А также настоящих киномастодонтов - фаворита Каннского фестиваля, обладателя «Золотой пальмовой ветви» исторического эпоса Кена Лоуча «Ветер, который качает вереск»; номинанта на «Оскар» ленты «Как на небесах» Кая Поллака и отмеченной на фестивале в Венеции картины «Мария» Абели Феррара.

Журналисты потирали руки, предвкушая интригу: кому отдаст предпочтение первая в истории «Лiстапада» женщина-председатель: марроканско-бельгийской семейной истории «Уснувший ребенок» или польской биографии художника-самородка «Мой Никифор»? Фавориту какого из фестивалей - Каннского или Венецианского - достанется золото 13-го ММКФ?

Интриги не получилось: зрительские симпатии с самого начала и до последнего дня были на стороне мелодраматической истории любви странной, «избалованной» (на самом деле просто больной) дамы и молодого архитектора («современная «Дама с камелиями» со слезами навзрыд в финале», - так определила картину режиссер Светлана Дружинина) - «Мне не больно» Алексея Балабанова. Причем сама же Дружинина объяснила такой выбор просто: «Залюбили Ренату Литвинову. А я не считаю фильм удачным: Балабанову лучше удается экшн». И одобрила выбор президента, в этом году не согласившегося со зрительским жюри: специальный приз «За гуманизм и духовность в кино» получил фильм «Как на небесах».

Симпатии жюри снискала лента «Ветер, который качает вереск» (приз за лучшую режиссуру), «Как на небесах» (за лучшую мужскую роль актеру Микаэлю Нюквисту) и «Реквием» (за лучшую женскую роль актрисе Микаэле Клингер).

Нарушая традицию всем сестрам раздавать по серьгам, жюри кинематографистов не отметило 8 картин. «Это конкурс, всех нельзя поощрить», - коротко объяснила председатель жюри. Но на закрытии решила все же сделать подарок режиссеру белорусской картины «Соблазн» - отпустила похвалу: «Рит, ты сделала очень хорошую картину. Сейчас, когда будут раздавать дипломы, ты не услышишь свою фамилию. Но это ничего, потому что картина во!»

«ВЫБИРАЙ ЕМУ ПРИЗ!»

Главным гостем ММКФ стал Никита Михалков, не бывавший в Минске «еще с советских времен». Никто не сомневался, что на закрытии Никиту Сергеевича поощрят призом. Сам же режиссер в шутку замечал: «Уж лучше получить награду, чем 3 года». И рассказывал историю из жизни: «Конечно же, здесь все не так, но я-то знаю, как бывает с призами. Со мной был случай на фестивале в Италии. Я приехал на закрытие и только оказался в гостинице, как ко мне подошел человек: «Здравствуйте, я режиссер такой-то. Тут мой фильм демонстрироваться должен». «Замечательно», - отвечаю. «Но его не могут найти. Может, вы поможете?» Я обратился к организаторам - и действительно: им очень жаль, но они не могут найти картину этого режиссера на таможне. В течение трех часов продолжаются разбирательства: он мне постоянно звонит, я общаюсь с организаторами на повышенных тонах. Короче, мы все достали друг друга. И в итоге ко мне подошел организатор и сказал: «Пойдем!» Мы идем какими-то коридорами, спускаемся в его офис. И там я вижу 4 полки призов, каждая длиной по 20 м. «Выбирай! Выбирай ему приз, ну!» - говорит. Выбрал. Он сдул с кубка пыль и велел отдать граверу, чтобы выбить: «За гуманное отношение и что-то еще». Не важно. Я спускаюсь и говорю: «Нашли твой фильм» «Правда, - спрашивает. - А когда смотреть будут?» «Да уже смотрят. Вечером приходи на закрытие». Вечером ему за фильм, которого никто не видел и никто не знает, вручили приз».

КТО ЧТО ПОЛУЧИЛ

1. Приз международного жюри кинематографистов «За лучшую режиссуру» - режиссер Кен Лоуч, фильм «Ветер, который качает вереск», Великобритания, Ирландия, Франция.

2. Приз международного жюри кинематографистов «За лучшую мужскую роль» - актер Микаэль Нюквист, фильм «Как на небесах», Швеция.

3. Приз международного жюри кинематографистов «За лучшую

женскую роль» - актриса Микаэла Клингер, фильм «Реквием», Германия.

4. Приз им. народного артиста СССР Виктора Турова «За лучший дебют» - режиссер Михаил Сегал, фильм «Франц + Полина», Россия.

5. Приз им. заслуженного деятеля искусств РБ Юрия Марухина «За лучшую операторскую работу» - оператор Максим Трапо, фильм «Франц + Полина», Россия.

6. Диплом международного жюри кинематографистов «За лучшую мужскую роль второго плана» - актер Федор Добронравов, фильм «Изображая жертву», Россия.

7. Диплом международного жюри кинематографистов «За лучшую женскую роль второго плана» - актриса Инга Оболдина «Мне не больно», Россия.

8. Спецдиплом международного жюри кинематографистов «За художественное воплощение общечеловеческих ценностей» - художественный фильм «Лунный мальчик», режиссер Рухоллах Хедерази, Иран.

9. Спецдиплом международного жюри кинематографистов «За высокую изобразительную культуру» - художественный фильм «Уснувший ребенок», режиссер Ясмин Кассари, Бельгия, Марокко.

10. Спецдиплом международного жюри кинематографистов «За лучший сценарий» - сценарист Валерий Мнацаканов «Мне не больно», Россия.

11. Спецдиплом международного жюри кинематографистов «За лучший сценарий» - сценарист Милена Маркович, фильм «Завтра утром», Сербия.

12. Спецдиплом международного жюри кинематографистов «Лучшему композитору» - композиторы Анри Морель и Мадон, фильм «Уснувший ребенок», Бельгия, Марокко.

13. Спецдиплом международного жюри кинематографистов «За большой вклад в раз-витие киномузыки» - композитор Евгений Дога.

14. Приз жюри кинопрессы фильму Кая Поллака «Как на небесах» (Швеция)

15. Спецдиплом жюри кинопрессы фильму Михаила Сегала «Франц + Полина» (Россия) - «За творческий синтез литературы и кино».

16. Спецдиплом жюри кинопрессы фильму Ясмира Кассари «Уснувший ребенок» (Бельгия-Марокко) - «За гуманизм и сострадание к человеку».

17. Спецдиплом жюри кинопрессы фильму «Если бы я мог прожить другую жизнь (Япония) - «За надежду прожить жизнь не зря».

18. Спецдиплом жюри кинопрессы режиссеру фильма «Мой Никифор» Кшиштофу Краузе (Польша) - «Зa оригинальность пластического решения»
Добавить комментарий
Проверочный код