Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№47 (566) 27 ноября 2006 г. Портмоне

Каждый мнит себя стратегом

27.11.2006
но не у каждого есть собственная бизнес-стратегия



№ 47 [566] от 27.11.06 - Еще лет пять назад разговоры о бизнес-стратегии на отечественном рынке были уделом лишь наиболее крупных и продвинутых компаний. Сегодня корпоративная стратегия - не мода, а вызов, бросаемый объективными тенденциями развития экономики любому бизнесу и каждому топ-менеджеру. Всем, кто зарабатывает и хочет зарабатывать.

По мере насыщения рынки становятся все более конкурентными, и каждый из игроков вынужден писать себе «инструкцию для выживания», зачастую добытую дорогой ценой ошибок и убытков. Компании, еще вчера относившиеся к малому и среднему бизнесу, с удивлением выясняют: старые цели достигнуты, необходимо устанавливать новые. А заодно - менять оргструктуру, оптимизировать бизнес-процессы, репозиционироваться и т.п. Решать все эти задачи по отдельности - дорого и накладно. Необходимо прочертить общий вектор развития - тогда будет легче определиться с отдельными процессами. Наконец, фактор стабильности: встав на ноги и узнав, что такое нормальные прибыли, любой бизнес хочет создать фундамент для их гарантированного получения в будущем.

Стратегия позволяет увидеть и оценить долгосрочную перспективу развития бизнеса, дает возможность сосредоточивать ресурсы на определенных направлениях развития (концентрация), просчитывать действия на несколько шагов вперед (планирование), формулировать критерии принятия текущих управленческих решений (тактика). И руководствоваться при этом заманчивыми, но достижимыми целями, которые ставит перед собой собственник (целеполагание).

Первыми стратегический менеджмент как инструментарий управления процессами и ресурсами опробовали на практике ведущие мировые ТНК. Опробовали и выявили его качественные преимущества перед другими управленческими моделями: высокая динамичность принятия решений, своевременная переоценка конъюнктуры и конкуренции, возможность оперативно пересматривать поставленные задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Различные модели формирования бизнес-стратегии разбивают этот процесс на несколько этапов. Общая логика стратегического менеджмента такова, что сначала устанавливаются цели, а затем ищется инструментарий их достижения. Скажем, начать можно с миссии, задач и стратегических приоритетов компании, потом перейти к формированию общей корпоративной стратегии, в соответствии с ней создать частные (функциональные) стратегии для разных сфер деятельности. Несколько более детальная модель предполагает начать опять-таки с постановки стратегических целей, выделения бизнес-направлений и оценки их перспективности, перейти к формированию корпоративного бизнес-портфеля и разработке альтернатив развития, далее - определить полномочия центра корпоративного управления, после чего формализовать разработанную стратегию. Впрочем, важна не столько сама модель, сколько то, каким содержанием наполняют ее разработчики и исполнители.

Эффективная стратегия предполагает постановку амбициозной цели, которая сплотит компанию для рывка вперед, выявление возможностей и угроз внешней среды, непредвзятый анализ сильных и слабых сторон компании, наличие финансовых ориентиров, заинтересовывающих собственников и инвесторов, сбалансированность, связь со всеми сторонами деятельности компании. В эффективной стратегии обязательно присутствуют четкие показатели - инструменты оценки реализации стратегии, план мероприятий по достижению целей, перечень ответственных за эти мероприятия. В такой стратегии изначально заложены мотивация сотрудников и индивидуальное видение собственника, позволяющее интуитивно предугадывать многие тенденции развития рынка.

Увы, при всем уважении к собственнику, топ-менеджменту и персоналу любой компании, задача самостоятельного построения целостной бизнес-стратегии в одиночку им вряд ли под силу. Типовые ошибки (см. таблица) возникают по вполне объяснимой причине: каждый человек опирается на личный опыт и склонен его абсолютизировать. Ему порой трудно взглянуть со стороны на свой бизнес, в который вложено столько сил. Он или довольствуется уже достигнутыми успехами, или сетует на непредсказуемость рынка, или сводит стратегию к бухгалтерии, или путает ее с тактикой. Часто все бремя стратегических решений руководитель взваливает на себя или, напротив, распыляет, делегируя максимуму вовлеченных в процесс подчиненных. Еще чаще он видит в стратегии догму, хотя на практике стратегия для того и разрабатывается, чтобы в ответ на внешние вызовы регулярно вносить эти коррективы, не меняя сути.

Именно поэтому оправдано участие в разработке стратегии сторонних консультантов: они могут взглянуть на любой бизнес как со стороны, глазами экспертов, так и изнутри, с точки зрения собственников. Консультант обладает суммарным опытом проб и ошибок своих клиентов, и этот багаж выгодно дополняет индивидуальный опыт собственника. Наконец, консультант не менее владельца или руководителя предприятия-заказчика заинтересован в успехе, поскольку его доход тоже зависит от успеха консультируемой компании.

ТOP-9 ЗАБЛУЖДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СТРАТЕГИЕЙ

Версия Александра Панькова и Ирины Сотниковой (консалтинговая группа «Здесь и Сейчас»)

Заблуждение первое, оно же самое популярное: «Стратегическое планирование невозможно, так как у нас нестабильная экономика и непредсказуемый рынок»

Заблуждение второе, страшно секретное: «Мы, собственники, имеем стратегию развития, и это наша тайна, никому из руководителей и тем более сотрудников знать эту тайну не положено»

Заблуждение третье, цель не есть средство: «Наша стратегия, как и у всех - прибыль»

Заблуждение четвертое, от добра добра не ищут: «У меня и так все хорошо, клиенты в очереди стоят»

Заблуждение пятое, дорогое и неэффективное: «У нас стратегия правильная, ее разработали очень крутые консультанты»

Заблуждение шестое, упрощенное: «Отдел маркетинга сейчас готовит концепцию новой стратегии»

Заблуждение седьмое, концептуальное: «У меня есть стратегия до конца года»

Заблуждение восьмое, политическое: «Я сам»

Заблуждение девятое, сбор великого хурала: «Для разработки стратегии надо привлечь как можно больше людей»
Добавить комментарий
Проверочный код