Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№47 (566) 27 ноября 2006 г. Портмоне

Каждый мнит себя стратегом

27.11.2006
но не у каждого есть собственная бизнес-стратегия



№ 47 [566] от 27.11.06 - Еще лет пять назад разговоры о бизнес-стратегии на отечественном рынке были уделом лишь наиболее крупных и продвинутых компаний. Сегодня корпоративная стратегия - не мода, а вызов, бросаемый объективными тенденциями развития экономики любому бизнесу и каждому топ-менеджеру. Всем, кто зарабатывает и хочет зарабатывать.

По мере насыщения рынки становятся все более конкурентными, и каждый из игроков вынужден писать себе «инструкцию для выживания», зачастую добытую дорогой ценой ошибок и убытков. Компании, еще вчера относившиеся к малому и среднему бизнесу, с удивлением выясняют: старые цели достигнуты, необходимо устанавливать новые. А заодно - менять оргструктуру, оптимизировать бизнес-процессы, репозиционироваться и т.п. Решать все эти задачи по отдельности - дорого и накладно. Необходимо прочертить общий вектор развития - тогда будет легче определиться с отдельными процессами. Наконец, фактор стабильности: встав на ноги и узнав, что такое нормальные прибыли, любой бизнес хочет создать фундамент для их гарантированного получения в будущем.

Стратегия позволяет увидеть и оценить долгосрочную перспективу развития бизнеса, дает возможность сосредоточивать ресурсы на определенных направлениях развития (концентрация), просчитывать действия на несколько шагов вперед (планирование), формулировать критерии принятия текущих управленческих решений (тактика). И руководствоваться при этом заманчивыми, но достижимыми целями, которые ставит перед собой собственник (целеполагание).

Первыми стратегический менеджмент как инструментарий управления процессами и ресурсами опробовали на практике ведущие мировые ТНК. Опробовали и выявили его качественные преимущества перед другими управленческими моделями: высокая динамичность принятия решений, своевременная переоценка конъюнктуры и конкуренции, возможность оперативно пересматривать поставленные задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Различные модели формирования бизнес-стратегии разбивают этот процесс на несколько этапов. Общая логика стратегического менеджмента такова, что сначала устанавливаются цели, а затем ищется инструментарий их достижения. Скажем, начать можно с миссии, задач и стратегических приоритетов компании, потом перейти к формированию общей корпоративной стратегии, в соответствии с ней создать частные (функциональные) стратегии для разных сфер деятельности. Несколько более детальная модель предполагает начать опять-таки с постановки стратегических целей, выделения бизнес-направлений и оценки их перспективности, перейти к формированию корпоративного бизнес-портфеля и разработке альтернатив развития, далее - определить полномочия центра корпоративного управления, после чего формализовать разработанную стратегию. Впрочем, важна не столько сама модель, сколько то, каким содержанием наполняют ее разработчики и исполнители.

Эффективная стратегия предполагает постановку амбициозной цели, которая сплотит компанию для рывка вперед, выявление возможностей и угроз внешней среды, непредвзятый анализ сильных и слабых сторон компании, наличие финансовых ориентиров, заинтересовывающих собственников и инвесторов, сбалансированность, связь со всеми сторонами деятельности компании. В эффективной стратегии обязательно присутствуют четкие показатели - инструменты оценки реализации стратегии, план мероприятий по достижению целей, перечень ответственных за эти мероприятия. В такой стратегии изначально заложены мотивация сотрудников и индивидуальное видение собственника, позволяющее интуитивно предугадывать многие тенденции развития рынка.

Увы, при всем уважении к собственнику, топ-менеджменту и персоналу любой компании, задача самостоятельного построения целостной бизнес-стратегии в одиночку им вряд ли под силу. Типовые ошибки (см. таблица) возникают по вполне объяснимой причине: каждый человек опирается на личный опыт и склонен его абсолютизировать. Ему порой трудно взглянуть со стороны на свой бизнес, в который вложено столько сил. Он или довольствуется уже достигнутыми успехами, или сетует на непредсказуемость рынка, или сводит стратегию к бухгалтерии, или путает ее с тактикой. Часто все бремя стратегических решений руководитель взваливает на себя или, напротив, распыляет, делегируя максимуму вовлеченных в процесс подчиненных. Еще чаще он видит в стратегии догму, хотя на практике стратегия для того и разрабатывается, чтобы в ответ на внешние вызовы регулярно вносить эти коррективы, не меняя сути.

Именно поэтому оправдано участие в разработке стратегии сторонних консультантов: они могут взглянуть на любой бизнес как со стороны, глазами экспертов, так и изнутри, с точки зрения собственников. Консультант обладает суммарным опытом проб и ошибок своих клиентов, и этот багаж выгодно дополняет индивидуальный опыт собственника. Наконец, консультант не менее владельца или руководителя предприятия-заказчика заинтересован в успехе, поскольку его доход тоже зависит от успеха консультируемой компании.

ТOP-9 ЗАБЛУЖДЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СТРАТЕГИЕЙ

Версия Александра Панькова и Ирины Сотниковой (консалтинговая группа «Здесь и Сейчас»)

Заблуждение первое, оно же самое популярное: «Стратегическое планирование невозможно, так как у нас нестабильная экономика и непредсказуемый рынок»

Заблуждение второе, страшно секретное: «Мы, собственники, имеем стратегию развития, и это наша тайна, никому из руководителей и тем более сотрудников знать эту тайну не положено»

Заблуждение третье, цель не есть средство: «Наша стратегия, как и у всех - прибыль»

Заблуждение четвертое, от добра добра не ищут: «У меня и так все хорошо, клиенты в очереди стоят»

Заблуждение пятое, дорогое и неэффективное: «У нас стратегия правильная, ее разработали очень крутые консультанты»

Заблуждение шестое, упрощенное: «Отдел маркетинга сейчас готовит концепцию новой стратегии»

Заблуждение седьмое, концептуальное: «У меня есть стратегия до конца года»

Заблуждение восьмое, политическое: «Я сам»

Заблуждение девятое, сбор великого хурала: «Для разработки стратегии надо привлечь как можно больше людей»
Добавить комментарий
Проверочный код