Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (566) 27 ноября 2006 г. Экономика

ЕБРР даёт больше

27.11.2006
и не верит угрозам России

Ярослав РОМАНЧУК

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал ежегодный «Доклад о процессе перехода за 2006г. Финансы в процессе трансформации». Эксперты ЕБРР не ожидали столь стремительного роста ВВП региона. В конце 2005г. они прогнозировали 5,5% роста ВВП в 2006г., теперь говорят о 6,2%. Это больше, чем было по факту в 2005г. (5,7% ВВП). Беларусь остается в региональном тренде, увеличивая частное потребление и пожиная плоды энергогранта из России. ЕБРР говорит о темпах роста реального ВВП в нашей стране в 2006г. на уровне 9,5%. - на 2,5 п.п. больше, чем банк прогнозировал весной 2006г. В следующем году, по версии ЕБРР, ВВП вырастет еще на 7%.

БЕЗ ЦЕНОВОЙ, НО С БЮДЖЕТНОЙ СТАБИЛЬНОСТЬЮ

СНГ остается самым недисциплинированным регионом с точки зрения стабильности цен. Средняя инфляция в странах Центральной Восточной Европы (ЦВЕ) и Балтии составляет 3,4%, в Юго-Восточной Европе - 3,5%, а в СНГ и на Кавказе - 8,7%. В ситуации тотального регулирования цен, факторов производства и рентабельности верить в белорусский среднегодовой ИПЦ на уровне 7% не хочется. По прогнозу ЕБРР в 2007г. этот показатель составит 8%. Это будет лучше, чем в России (9,3%) или на Украине (9,6%), но до цивилизованных стандартов (менее 3% в год), в рамках которых работают Польша (прогноз на 2007г. - 2,2%), Литва (3%) или Болгария (2,5%), еще далеко.

Не справляясь с ростом цен, правительство РБ продолжает демонстрировать относительно сбалансированный бюджет. По прогнозу ЕБРР на 2006г., он будет исполнен с минимальным дефицитом в 0,3% ВВП. До российского профицита в 6,7% далеко, но это и не украинский дефицит в 3,2% или разбалансированные госфинансы Венгрии (дефицит - 8,6%) и Чехии (3,3%). По данному показателю страны СНГ являются самым дисциплинированным регионом, имея средний показатель в 0,6% ВВП. Для сравнения: в странах ЦВЕ и Балтии он составляет 2,8% ВВП. Не потому, что их стратегия развития эффективнее, а предприятия конкурентнее. Все дело в ценах на энергоресурсы и сырье (Азербайджан, Россия, Казахстан, Туркменистан) или чрезвычайно низкие стартовые позиции (Армения, Грузия).

Любопытно сравнить такой показатель, как расходы консолидированного бюджета. Он показывает один из главных параметров присутствия государства в экономике. По прогнозу на 2006г. по странам ЦВЕ и Балтии он составил 40,9%, варьируясь от 50,6% в Венгрии до 32,9% в Литве. Несмотря на заметные институциональные слабости, Юго-Восточная Европа пошла по пути копирования европейской системы интервенционизма. В этом регионе государство в среднем тратит 39,4% ВВП (от 47,7% в Боснии и Герцеговине до 26,7% в Албании). Страны запада СНГ и Кавказа остаются самыми социалистическими. Расходы консолидированного бюджета здесь составляют в среднем 42,7% ВВП: от 49,1% в Беларуси до 24,9% в Грузии. В среднем по 29 переходным странам государство тратит 35,7% ВВП.

ДЕВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА

Традиционные индикаторы ЕБРР, указывающие на глубину трансформации основных секторов и институтов экономики, еще раз убеждают в том, что 2006г. Беларусь по-прежнему оберегала свою девственную чистоту. В паре с Туркменистаном она занимает последнее место среди 29 переходных стран по большой приватизации, и 28-е - по малой. Такая же ситуация по реструктуризации и качеству госуправления. Эксперты установили наличие четкой позитивной корреляции между глубиной реформ и темпами экономического роста. Это значит, что если бы Беларусь провела рыночные реформы, то в условиях энергогранта из России в 2003-06гг. темпы роста нашей экономики могли бы достигать 15% ВВП.

ЕБРР констатирует, что большинство переходных стран региона практически завершили первый этап трансформации - либерализацию. В 2006г. отмечено 24 улучшения индикаторов, только 3 касались малой приватизации, 10 улучшений зафиксировано в финансовом секторе, в т.ч. в Казахстане и России. Фондовые рынки этих стран резко увеличили свою стоимость.

Страны региона все больше внимания уделяют поддержке политики равной конкуренции. Улучшения зафиксировали как относительные новички в сфере системных реформ (Албания, Босния и Герцеговина), так и лидеры региона (Литва, Латвия и Словакия).

Не пройдя даже первой стадии системных трансформаций, Беларусь пока тормозит с реформой инфраструктуры. Энергетика, железные дороги, водоснабжение и канализация по-прежнему управляются по-советски. В телекоммуникационном секторе страна получила 2 балла (максимальный - «4+»), по развитию дорог - «2+». Общий балл за реформирование инфраструктуры Беларуси составляет «1+». Здесь Беларусь на одном уровне с Таджикистаном. Хуже только у Туркменистана. Впрочем, в стране, правительство которой еще не созрело даже до полной приватизации общепита и розничной торговли, ставить вопрос о продаже электростанций или железной дороги - это как говорить с викингами о пользе противозачаточных таблеток.

ЕБРР ДАЕТ БОЛЬШЕ МВФ

Вначале года ни одна международная организация не давала Беларуси больше 8% роста ВВП (это был прогноз от DESA, департамента ООН). МВФ думал, что будет 5,5%, ЕБРР - 7%. Может, если посчитать правильно, так оно и вышло бы, но для правительства важнее утвержденные 16 прогнозных показателей, чем любые видения экспертов, тем более их методика подсчета. Благодаря сохранению поддержки России и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре Совмин не стал экспериментировать со структурными реформами, продолжая дышать в хвост уходящему тренду.

Таблица

До Азербайджана, который стал мировым лидером по темпам роста (25% ВВП), нам далеко: своей нефти у нас нет. Но даже на фоне других мы не особо не выделяемся. Развитие Казахстана (прогноз 8,5% ВВП в 2006г.), Армении (8,5%), России (6,5%) и даже Украины (6%) уже после проведения многих болезненных реформ вполне приличное. Эстония (8,9%), Латвия (9%) и Литва (7%) продолжают демонстрировать динамику в рамках Евросоюза. Все эти страны уже успели забыть, как происходил переход на рыночные цены на энергоресурсы, как проводилась приватизация. Ни одной стране региона не удавалось пройти этот болезненный этап без падения темпов роста ВВП, без рецессии. Оценивая темпы роста ВВП Беларуси в следующем году в 7% ВВП, ЕБРР либо не верит в угрозы России, либо видит в нашей экономике некие не используемые до сих пор резервы роста. Впрочем, в своем прогнозе по Беларуси ЕБРР не одинок, хотя разница между минимальным и максимальным темпом прогнозов увеличилась с 2,5% в начале 2006г. до 4,5% в конце 2006г. МВФ остается самым консервативным - 4,5% ВВП, а ООН верит в 9% роста реального ВВП.
Добавить комментарий
Проверочный код