Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (566) 27 ноября 2006 г. Экономика

Клиенты на обрезание

27.11.2006
Подготовка к новым ценам на газ начинается с ревизии расходов бюджета

Ярослав РОМАНЧУК

Необходимость принятия трудных решений по тарифам на ЖКУ, ценам на газ и электроэнергию, тепло для предприятий, по списку бенефициаров бюджета-2007 неумолимо приближается. Очевидно, что в следующем году бюджетных денег в прежнем объеме явно не хватит. Чтобы не вызвать бурю негодований, нужно предложить четкие критерии, по которым физические и юрлица будут получать бюджетные ресурсы. Анализ исполнения бюджета за три квартала этого года позволяет наметить контуры списка таких предприятий.

Сельское хозяйство является первым сектором, бюджетную помощь которому необходимо урезать. На агросектор в январе-сентябре использовано $1,9 трлн. (на 57,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года), а, по предварительным оценкам, в 2006г. его поддержка из всех источников составит около $2 млрд. При этом все сельхозорганизации страны за 8 месяцев года получили только $318 млн. чистой прибыли; рентабельность реализованной продукции снизилась с 10,5% до 7,7%; общая кредиторская задолженность превысила Br6 трлн. С такими темпами и при сохранении существующей модели взаимоотношений между государством и селом данный сектор не станет локомотивом экономики еще лет 20. Поэтому новый вариант бюджета страны на 2007г. явно следовало бы начинать с существенного уменьшения размера фонда сельхозпроизводителей и прямых бюджетных трансфертов из консолидированного бюджета.

Вторым сектором, которому логично было бы урезать помощь, является машиностроение и станкостроение: несмотря на широкомасштабную помощь государства, кредиторская задолженность предприятий данного сектора превышает дебиторскую в 4,6 раза.

К предприятиям, которые являются хроническими реципиентами бюджета и до сих пор не могут представить четкого плана реструктуризации и выхода на прибыльную работу, относится РУП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» (БПХО). Концерн «Беллегпром» продолжает им безуспешно управлять, надеясь преимущественно на благосклонность лоббистов. Только с 2004г. и за 6 месяцев 2006г. предприятие получало бюджетные дотации, имело реструктуризацию долгов, налоговые и финансовые льготы, гарантии по банковским кредитам. Для выведения предприятия на прибыльную работу местные органы власти даже сняли с него дополнительную нагрузку в виде объектов соцсферы. По подсчетам Минфина, вся помощь превысила Br48,2 млрд. Государство со своей стороны выполнило все условия финансовой поддержки, которые попросило БПХО, «однако запланированного экономического эффекта не получено, не обеспечено выполнение практически всех показателей бизнес-плана по финансово-экономического оздоровлению предприятия… Предприятие по-прежнему убыточно, не выполняются обязательства перед бюджетом как по уплате текущих платежей, так и по возврату долгов, на протяжении 2,5 лет не обеспечивается своевременность выплаты зарплаты работающим ».

ОАО «Борисовский завод «Металлист» - еще один пример провала точечной поддержки предприятий. На пополнение оборотных средств «Металлист» получил бюджетную ссуду в размере Br890 млн. - Br437,1 млн. из этой суммы потрачено на оплату образовавшихся в предыдущие годы долгов.

Местные органы также прониклись идеей активной промышленной политики, оказав предприятию поддержку на Br490,4 млн. (реструктуризация долгов, финансовая помощь). Результат отрицательный: на 1 октября «Металлист» продолжал испытывать хронический дефицит оборотных средств. На этот раз называется сумма в Br397 млн.; недоимка по платежам в бюджет - Br389 млн.; долги за топливно-энергетические ресурсы - Br707 млн., долги по возврату бюджетной ссуды - Br284 млн. Минфин считает, что предприятие «имело возможность своевременно рассчитаться с бюджетом по платежам по бюджетной ссуде за счет снижения складских остатков нереализованной продукции и недопущения отвлечения оборотных средств в просроченную дебиторскую задолженность в общей сумме более Br1988 млн. рублей ».

Гродненское РУП «Гронитекс» более 10 лет присутствует в списках бенефициаров разных форм госпомощи. Созданное 40 лет назад в рамках советской системы тотального распределения, оно до сих пор продолжает работать так, как будто мир за стенами остановился и продолжает радоваться поцелуям Брежнева и Хоннекера. В 1993г. «Гронитекс» вошел в концерн «Беллегпром», надеясь на проведение адекватной реструктуризации, на адаптацию к реальному спросу. Постановлений Совмина и других органов власти по оказанию помощи предприятию не счесть. При получении каждой очередной порции ссуд, дотаций, преференций руководство «Беллегпрома» и «Гронитекса» обещало начать выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализацию на внутреннем и внешних рынках. С 2004г. рентабельность предприятия должна была быть 11,7% и выше. На выходе: «Размер госпреференций, предоставленных предприятию, составил более Br19,4 млрд. Однако при таких огромных вложениях госсредств деятельность предприятия остается малоэффективной, и ожидаемых результатов не получено».

Не прошло и 10 лет, как Минфин признает, что гродненский «Гронитекс» и барановичское БПХО - не случайные ошибки на фоне успехов избранной модели промышленной политики. Это системный просчет, «непродуманная политика концерна «Беллегпром» по перспективному развитию текстильной отрасли, когда в развитие производства одного и того же вида продукции (пряжа хлопчатобумажная) вкладываются значительные денежные средства одновременно на двух предприятиях. В результате продукция не находит сбыта, скапливается на складах этих предприятий со всеми вытекающими негативными последствиями».

ОБЩЕСИСТЕМНЫЙ ДИАГНОЗ

Серьезные структурные болезни белорусской промышленности распространены не только в проблемном легпроме. Аналогичная ситуация в производстве телевизоров. Кстати, «наезды» минского «Горизонта» и витебского «Витязя» друг на друга («Зачем нам два телевизионных завода в стране»?) продолжаются до сих пор.

Чиновники получают приказы проводить активную инвестиционную политику. Они не находят ничего лучшего, кроме как увеличивать производство уже имеющихся товаров. Так случилось с РУП «Гродненский завод медпрепаратов» концерна «Белбиофарм». Многие страны региона, в т.ч. Россия, зарабатывают огромные деньги на производстве дженериков, а в Гродно решили выпускать то, что делают другие белорусские предприятия. В результате у гродненчан возникли сложности с возвратом бюджетной ссуды в размере Br402,3 млн. Разумеется, никакого завоевания белорусскими фармпредприятиями внешних рынков не произошло.

Если такая промышленная инвестиционная политика имеет место в крупных, знаковых предприятиях страны, то можно себе представить, что кроется за заборами и проходными более мелких РУП, ОАО, ЗАО, УП и РУПП. За три квартала 2006г. только из республиканского бюджета выданы бюджетные займы на Br154,2 млрд. и $139 млн. Еще на Br133,7 млрд. снижена бюджетная задолженность в целом ряде организаций хлебопродуктов за счет увеличения доли государства в их уставных фондах. Такая же практика регулярно используется в отношении банков. Продлены сроки возврата бюджетных ссуд и займов на Br39,6 млрд. Ситуация, когда предприятия получают бюджетные ресурсы на пополнение оборотных средств, по-прежнему является типичным явлением. Чиновники заодно выполнили план по инвестициям и росту валовой продукции.

В 2007г. поддерживать такую порочную практику Совмина, концернов и местных органов власти станет гораздо труднее. Надо изыскать дополнительные $1,5-2 млрд. на покупку газа. Если в 2007г. государство на Br3-4 трлн. сократит инвестиции в сотни бессмысленных и убыточных корпоративных проектов, страна в целом только выиграет.
Добавить комментарий
Проверочный код