Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№45 (564) 13 ноября 2006 г. Тема недели

Капитализация дружбы

13.11.2006
Президенты РБ и РФ заложили «рыночные основы» союза

Сергей ЖБАНОВ

Главы России и Беларуси решили строить торгово-экономические отношения на рыночном фундаменте и развивать их на взаимовыгодной основе. Этот итог состоявшейся 10 ноября встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко озвучила пресс-служба Кремля.

Не забыли президенты и о вопросах строительства союзного государства, удостоив эту тему «значительного внимания». Однако об интеграции было упомянуто как-то мимоходом. Случись что-нибудь серьезное, высокие договаривающиеся стороны обязательно вышли бы к прессе и сообщили бы, что договорились провести референдум по Конституционному акту в декабре 2007г., превратив сказочную мечту госсекретаря союзного государства Павла Бородина в быль. Но вместо этого общественность известили о начале перехода на рыночные принципы во взаимоотношениях двух государств. Что последует за коммерциализацией некогда крепкой дружбы, догадаться нетрудно. Все что угодно, кроме укрепления союзного государства.

Белорусский президент еще в сентябре без ложной дипломатичности предсказал: если случится резкое повышение цен на газ, поставляемый в республику в 2007г., произойдет «однозначно разрыв всех отношений». И Лукашенко уже сегодня разорвал бы эти отношения, будь у него хоть какая-то реальная альтернатива российскому «голубому потоку». Но ее нет и в обозримом будущем не предвидится. Вот и приходится ехать в Москву за советом. В поездках за нефтью глава Беларуси теперь выбирает другие направления: Венесуэла, Иран и далее, видимо, по дуге вплоть до Антарктики. Но к состоявшейся встрече пока найти ничего конкретного не удалось.

А следовало бы, поскольку некий неназванный кремлевский источник уже в ходе встречи известил РИА «Новости», что «Владимир Путин и Александр Лукашенкообсуждают пути исправления ситуации, при которой российский бюджет несет серьезные потери при транспортировке в третьи страны переработанной в Беларуси российской нефти». Очень российская сторона озабочена тем, что объемы поставок нефти в РБ «существенно, в разы» превышают внутренние потребности Беларуси.

Собственные нужды республики в нефти не превышают 8 млн. т, в то время как покупает она почти 20 млн. т за год. Поставленная на белорусские НПЗ без учета экспортных пошлин, т.е. по дешевке, нефть перерабатывается и транспортируется в третьи страны, а все пошлины от торговли нефтепродуктами, изготовленными из российского сырья, идут в белорусский бюджет, что «приводит к гигантским потерям» для бюджета РФ. Нормализовать ситуацию предложено путем увеличения белорусских пошлин на нефтепродукты с $57 до российского уровня в $180 за 1 т и начать передавать в бюджет РФ 85% доходов от взимаемых пошлин. По словам российского посла в Беларуси Александра Сурикова, в этом состояла переговорная позиция России накануне встречи глав двух государств.

Тему газа президенты демонстративно не политизировали, справедливо полагая, что в этом нет нужды. «Газпром» в своем официальном пресс-релизе от 8 ноября подал отчетливый сигнал о том, что активы белорусской транспортной системы, оцененные банком ABN Amro, могут быть использованы при расчетах за поставляемый в 2007г. в РБ газ. Это означает, что при создании СП с «Газ-промом» «Белтрансгаз» вправе исходить из экономической целесообразности, а не из интеграционных соображений белорусского руководства. Сохранить прежнюю цену газа при помощи создания СП уже не удастся. Таким образом, поводов у Лукашенко для «разрыва всех отношений» с Россией после встречи с Путиным только прибавилось.

Кроме этих двух проблем, президенты обсуждали и третий блок весьма болезненных вопросов. По словам анонимного источника, Россия требует «прекращения применения разного рода реэкспортных схем под маркой национальных товаров, исключения применения белорусской стороной ограничительных мер в отношении российских товаров и завершения процесса унификации таможенных пошлин». Однако потребовать легче, чем согласиться на соблюдение этих условий. Причем какой товар ни возьми, будь то сахар белый, производимый из сахара-сырца, либо телевизор или автомобиль под белорусской маркой, при производстве которого использовано менее 50% отечественных компонентов. Если отказаться от реэкспортных схем одновременно с сокращением поставок российских углеводородов, то что же тогда останется от рекордного товарооборота Беларуси с Россией в $20 млрд.?!

Ответ на этот вопрос белорусскому правительству придется искать самостоятельно, а точнее, выбирать из двух зол, подсчитывая и сравнивая убытки от отмены собственных нетарифных ограничений на ввоз российских товаров с убытками от потери огромного российского рынка. Если выбор состоится в пользу взаимной ликвидации торговых барьеров, то Беларусь, безусловно, наконец-то добьется заметного прогресса в строительстве единого таможенного пространства с Россией, после чего можно будет смело приступать к унификации всех остальных видов хозяйственного и бюджетного законодательства в полном соответствии с положениями Договора о создании союзного государства от 1999г.

Интеграционная пауза явно затянулась. Появился серьезный шанс для продолжения мирной и созидательной работы. Впрочем, можно и игнорировать подписанные документы, занявшись вместо этого пересчетом ставок за транзит и аренду военных российских баз. Тоже бизнес, хоть и очень мелкий.
Добавить комментарий
Проверочный код