Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№45 (564) 13 ноября 2006 г. Тема недели

Капитализация дружбы

13.11.2006
Президенты РБ и РФ заложили «рыночные основы» союза

Сергей ЖБАНОВ

Главы России и Беларуси решили строить торгово-экономические отношения на рыночном фундаменте и развивать их на взаимовыгодной основе. Этот итог состоявшейся 10 ноября встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко озвучила пресс-служба Кремля.

Не забыли президенты и о вопросах строительства союзного государства, удостоив эту тему «значительного внимания». Однако об интеграции было упомянуто как-то мимоходом. Случись что-нибудь серьезное, высокие договаривающиеся стороны обязательно вышли бы к прессе и сообщили бы, что договорились провести референдум по Конституционному акту в декабре 2007г., превратив сказочную мечту госсекретаря союзного государства Павла Бородина в быль. Но вместо этого общественность известили о начале перехода на рыночные принципы во взаимоотношениях двух государств. Что последует за коммерциализацией некогда крепкой дружбы, догадаться нетрудно. Все что угодно, кроме укрепления союзного государства.

Белорусский президент еще в сентябре без ложной дипломатичности предсказал: если случится резкое повышение цен на газ, поставляемый в республику в 2007г., произойдет «однозначно разрыв всех отношений». И Лукашенко уже сегодня разорвал бы эти отношения, будь у него хоть какая-то реальная альтернатива российскому «голубому потоку». Но ее нет и в обозримом будущем не предвидится. Вот и приходится ехать в Москву за советом. В поездках за нефтью глава Беларуси теперь выбирает другие направления: Венесуэла, Иран и далее, видимо, по дуге вплоть до Антарктики. Но к состоявшейся встрече пока найти ничего конкретного не удалось.

А следовало бы, поскольку некий неназванный кремлевский источник уже в ходе встречи известил РИА «Новости», что «Владимир Путин и Александр Лукашенкообсуждают пути исправления ситуации, при которой российский бюджет несет серьезные потери при транспортировке в третьи страны переработанной в Беларуси российской нефти». Очень российская сторона озабочена тем, что объемы поставок нефти в РБ «существенно, в разы» превышают внутренние потребности Беларуси.

Собственные нужды республики в нефти не превышают 8 млн. т, в то время как покупает она почти 20 млн. т за год. Поставленная на белорусские НПЗ без учета экспортных пошлин, т.е. по дешевке, нефть перерабатывается и транспортируется в третьи страны, а все пошлины от торговли нефтепродуктами, изготовленными из российского сырья, идут в белорусский бюджет, что «приводит к гигантским потерям» для бюджета РФ. Нормализовать ситуацию предложено путем увеличения белорусских пошлин на нефтепродукты с $57 до российского уровня в $180 за 1 т и начать передавать в бюджет РФ 85% доходов от взимаемых пошлин. По словам российского посла в Беларуси Александра Сурикова, в этом состояла переговорная позиция России накануне встречи глав двух государств.

Тему газа президенты демонстративно не политизировали, справедливо полагая, что в этом нет нужды. «Газпром» в своем официальном пресс-релизе от 8 ноября подал отчетливый сигнал о том, что активы белорусской транспортной системы, оцененные банком ABN Amro, могут быть использованы при расчетах за поставляемый в 2007г. в РБ газ. Это означает, что при создании СП с «Газ-промом» «Белтрансгаз» вправе исходить из экономической целесообразности, а не из интеграционных соображений белорусского руководства. Сохранить прежнюю цену газа при помощи создания СП уже не удастся. Таким образом, поводов у Лукашенко для «разрыва всех отношений» с Россией после встречи с Путиным только прибавилось.

Кроме этих двух проблем, президенты обсуждали и третий блок весьма болезненных вопросов. По словам анонимного источника, Россия требует «прекращения применения разного рода реэкспортных схем под маркой национальных товаров, исключения применения белорусской стороной ограничительных мер в отношении российских товаров и завершения процесса унификации таможенных пошлин». Однако потребовать легче, чем согласиться на соблюдение этих условий. Причем какой товар ни возьми, будь то сахар белый, производимый из сахара-сырца, либо телевизор или автомобиль под белорусской маркой, при производстве которого использовано менее 50% отечественных компонентов. Если отказаться от реэкспортных схем одновременно с сокращением поставок российских углеводородов, то что же тогда останется от рекордного товарооборота Беларуси с Россией в $20 млрд.?!

Ответ на этот вопрос белорусскому правительству придется искать самостоятельно, а точнее, выбирать из двух зол, подсчитывая и сравнивая убытки от отмены собственных нетарифных ограничений на ввоз российских товаров с убытками от потери огромного российского рынка. Если выбор состоится в пользу взаимной ликвидации торговых барьеров, то Беларусь, безусловно, наконец-то добьется заметного прогресса в строительстве единого таможенного пространства с Россией, после чего можно будет смело приступать к унификации всех остальных видов хозяйственного и бюджетного законодательства в полном соответствии с положениями Договора о создании союзного государства от 1999г.

Интеграционная пауза явно затянулась. Появился серьезный шанс для продолжения мирной и созидательной работы. Впрочем, можно и игнорировать подписанные документы, занявшись вместо этого пересчетом ставок за транзит и аренду военных российских баз. Тоже бизнес, хоть и очень мелкий.
Добавить комментарий
Проверочный код