Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№45 (564) 13 ноября 2006 г. Экономика

«Patria o muerte!»

13.11.2006
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Прошли времена, когда обсуждалось множество вариантов объединения России и Беларуси. Сегодня эксперты с тем же азартом строят догадки о последствиях развала союзного государства и путях преодоления белорусской экономикой надвигающегося энергокризиса. Хотя с чего бы ему взяться, если не так давно в официальных кругах и говорить-то вслух было неприлично о каких-то «дотациях» белорусской экономики со стороны России. Даже посол РФ в РБ Александр Суриков, стесняясь, произнес это обидное слово.

Теперь об этом уже все говорят без стыда. Однако моральная боль утраты столь велика, что избавление от дотаций расценивается патриотами всех мастей не иначе, как «шантаж с целью аннексии Беларуси». В этом причина горячего желания повысить стоимость всех видов транзита и аренды для российских военных баз, возникшего одновременно у лучших представителей белорусской интеллигенции с самыми разными политическими взглядами (от парламентария Николая Чергинца до независимого профессора Станислава Богданкевича).

Как ни странно, но их пыл попытался остудить профессиональный военный. Министр обороны Леонид Мальцев пояснил отчаявшимся патриотам, что «военная безопасность никогда не была предметом торга», а российские военные объекты служат гарантией обеспечения безопасности двух стран. Проще говоря, собственные уши назло родной мамке даже ради суверенитета не стоит морозить. Тем более что речь идет об экономическом споре вокруг цен на газ, об экспортных пошлинах на нефть, но никоим образом не о независимости государства.

Страна с рыночной и эффективной экономикой сможет пережить цену газа не только в $100-140, но и в $200 за 1 тыс. куб. м. Если же такой экономики нет, тогда все претензии к тем, кто еще вчера, гремя авторитетом, рьяно убеждал публику в достоинствах национальной модели хозяйствования, а теперь с той же высокой трибуны пытается приучить нас к мысли, что платить придется не деньгами, а суверенитетом. Нам опять дурят голову, заявляя, что наступает момент истины для судьбы союзного государства, а не для системы управления народным хозяйством отдельно взятой страны, давно уже нуждающейся в реформировании.

При резком увеличении цен на энергоносители правительству придется ввести жесткие бюджетные ограничения, снизить налоги, ослабить контроль за ценами, либерализировать условия работы предприятий на внутреннем рынке и приватизировать все предприятия, кроме естественных госмонополий. Это не назойливые требования МВФ, а условия плана совместных действий по введению единой валюты, подписанного пять лет назад Россией и Беларусью.

Но, как известно, белорусское правительство не спешило снижать налоги и унифицировать таможенно-бюджетное законодательство, ссылаясь на сохранение неравных условий для хозяйствующих субъектов двух стран. Под этим подразумевались прежде всего самый дешевый для стран СНГ газ, поставляемый в суверенную Беларусь (по цене выше внутрироссийской на пару долларов), и нефть, на 50% дороже, чем в России. Однако объемы поставок «дорогой» нефти на белорусские НПЗ постоянно увеличивались, превышая внутренние потребности республики более чем в два раза, а вместе с ними рос высокорентабельный экспорт нефтепродуктов в Европу, став настоящей золотой жилой для Беларуси.

Россияне очень постарались, чтобы за последние три года географическая структура белорусского экспорта изменилась в пользу Европы. Но как только речь заходила об активизации интеграционного процесса, из Минска в адрес Москвы вместо слов благодарности неизменно раздавался упрек о жутко неравных условиях хозяйствования из-за высоких цен на энергоносители. Теми же причинами объяснялась невозможность сокращения налогового пресса в Беларуси и полная унификация с Россией бюджетного законодательства. Надо отдать должное российскому терпению. Но нельзя же было испытывать его бесконечно, добиваясь еще более льготных экономических условий в рамках союзного государства, управляемого некими наднациональными органами, где каждая из представленных сторон обладала бы правом вето. Троянский конь какой-то, а не государство.

Поэтому неудивительно, что еще два года назад Владимир Путин предложил исключить раздел о единой валюте из союзного договора. Но Александр Лукашенко это предложение не принял, хотя это была лучшая гарантия сохранения суверенитета. Сегодня обсуждается уже вариант перехода не на единый рубль, а на общеевропейскую формулу цены на газ для Беларуси как для суверенного государства. Тем самым республике вновь предоставляют шанс доказать свою экономическую самостоятельность без всякой привязки к планам создания газотранспортного СП.

В истории такой случай уже имел место, когда СССР прекратил экономическую помощь Кубе, и на острове Свободы вновь зазвучал призыв «Patria o muerte!» («Родина или смерть!»). И Родина выжила. Этот пример вдвойне поучителен, поскольку потом Кубе отказали и в военной помощи. И ничего, выстояли перед оскалом американского империализма. А мы что, хуже? Тем более, пока никто не собирается разрушать налаженное военно-техническое и оборонное российско-белорусское сотрудничество, являющееся подлинной основой союзного государства.

Старые производственно-кооперационные связи при производстве тягачей и танков, самолетов и приборов для бомбометания еще пригодятся. А когда надобность в них отпадет, бывшие союзники вновь смогут предаться увлекательному занятию - созданию союзного государства на мирной экономической основе и при общем членстве в ВТО. И такая жизнь наступит. Как говорил комдив Василий Иванович Чапаев, «помирать будет неохота, Петька!».
Добавить комментарий
Проверочный код