Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (562) 30 октября 2006 г. Тема недели

Розовое сало гламура

30.10.2006
по-постсоветски

Янка ГРЫЛЬ

Вначале было сало повышенной мосластости с написанным от руки ценником. Затем ценник сняли, взамен поставили другой - «бламанже» и добавили к цифрам несколько нулей. Сало покрасили в розовый и снабдили актуальными в этом сезоне рюшечками. Так родился белорусский гламур, в гламурность которого не верят даже сами гламурщики.

Дело не в нашумевшем Top-50, не в Ларисе Грибалевой, которая, похоже, оказалась застрельщиком этой эпопеи из самых лучших побуждений и женской неискушенности. И не в персоналиях (в большинстве люди достойные). Дело в попытке сделать гламур из того, что оказалось под рукой. А под рукой у белорусских звезд обычно оказывается не так уж много, благо и они сами, как правило, ничего тяжелее микрофона в руках не держали.

Белорусский гламур рискует стать самой убойной версией гламура постсоветского. Последний вызревал на развалинах совка долго и упрямо: сначала в Россию пришли западные издательские корпорации с глянцевыми журналами, затем они стали создавать для себя информационно-питательную среду, потом наконец появились шальные деньги. Но глянцевые обложки и полосы пришлось украшать лицами, которые были в наличии. О вкусе и этикете никто не вспоминал.

У белорусов не было не только вкуса и этикета, но даже случайных денег. Белорусский гламур - фраки напрокат, предметы роскоши из разряда контрафакта и конфиската, унылый тусовочный маршрут между тремя с половиной клубами. Есть, правда, личности, которые действительно умеют жить гламурно, но в основном они жалуются, что у нас гламуриться негде.

Претензия на неподъемный вклад в духовную сокровищницу человечества - послеродовая травма постсоветского гламура. Почему им всем хочется казаться титанами духа? У обычной поп-индустрии нет такой мании величия. В СНГ гламур отличается именно этим.

Ксения Собчак снимается в комедии «Очень русское кино» в роли девушки легкого до полной невесомости поведения. Она недоумевает: хотела бы сыграть Наташу Ростову, но черствые и бездушные режиссеры «почему-то видят в ней представительницу древнейшей профессии» … В интервью у Оксаны Робски спрашивают, кто из писателей ей ближе. Понятно, что Чехов. Только название любимого рассказа забыла. Наконец, ход, не лишенный изящества, - переложить гениальные «99 франков» Фредерика Бегбедера на галантерейный язык менеджера по продаже плодово-ягодных вин, обозвать «антигламурным» романом и озаглавить «Духless », как это сделал Сергей Минаев.

Впрочем, российская гламурная индустрия на фоне белорусской выглядит, как Национальная библиотека рядом с сельским клубом. Наши гламурные персонажи в СМИ учат нас любить родину в полную силу, сравнивать самих себя с Фредди Меркюри, хвастаться подержанным автомобилем и изрекать сентенции вроде: «Несмотря на всю свою популярность, я чувствую себя почти обычным человеком».

Не надо сравнивать нашу фабрику гламура с западной. Скажем, Наоми Кэмпбелл - великая модель. То, что Наоми бросается дорогими мобильниками и царапает обслугу, - так, странности характера и причуды личного PR. У нас озвезденение гламурного персонажа начинается с метания телефона в окружающую пустоту.

Публицист Евгения Альбац как-то написала, что в Европе или США гламур - сладкая греза для мотивации предприимчивости, в России - гипсокартонная перегородка, отделяющая от страха. В Беларуси это просто розовое сало, технология обеспечения социальной безопасности. Наряду с сусальными телерепортажами из коровников, трансляциями селекторов и 75% доморощенной попсы в эфире, наш гламур является одной из ипостасей языческого божества по имени Стабильность. И его развитие по праву должно стать приоритетом единоразово мудрой и стерильно-бескорыстной государственной политики.

Сто лет назад в моде были т.н. «романы для горничных» : девушка из народа забеременела от графа, перенесла роды и еще множество испытаний на конюшне, но не утратила присутствия духа и в награду за это была извлечена с конюшни, отправлена под венец и поименована графиней. В середине ХХ в. истории об осемененной графом девушке и орошенной ее слезами конюшне трансформировались в «мыльные оперы». К концу прошлого столетия мыльные оперы, заточенные под низшие слои общества, диалектически переродились в «гламурное суфле» для среднего класса: якобы красивые и как бы состоятельные люди радостно прожигают жизнь, не бегая по инстанциям в поиске лицензий на открытие розничной торговой точки и не подпирая бедром суппорт токарного станка. В лучшем случае они родом из шоу-бизнеса, в худшем - из пустоты (в Беларуси это почти одно и то же).

Пропаганда такой жизненной стратегии насущно необходима государству. Адепты гламура не качнутся вправо - открывать новые ОДО и ООО, скупать заводы и пароходы, участвовать в битвах за контролируемые номенклатурой активы. Но они не качнутся и влево - требовать повышения зарплаты или увеличения соцпакета, бороться за отмену контрактной системы и махать кумачом на баррикадах. Они будут пускать слюни, рассматривая на размытой фотографии в копеечной газете колье, якобы подаренное клипмейкером Х телеведущей Y на VIP-party. Они будут верить, что успех - это не труд до седьмого пота, как в историях об американских миллиардерах и советских стахановцах, а вовремя выклянченный билет в красивую жизнь.

Патерналистское общество воспроизводит патерналистски настроенный электорат. Поэтому следует инициировать гламуризацию всей страны сначала на 25%, потом на 75%, а затем по полной программе. Средний класс с зарплатой в 250 у.е. у нас уже есть, осталось только подарить ему на эту сумму красивую сказку о красивой жизни. И обязательно ввести госмонополию и лицензирование всей гламурной деятельности. Не беда, что вместо сказки получается анекдот, а из анекдота вырастает лозунг.

ВСЕМ СПАСИБО, РЕБЯТА!

Вы еще не врубились, в чем секрет белорусского гламура? Тогда притча.

Два человека средних лет подвозят домой возвращающуюся из клуба элегантно одетую блондинку нежного возраста. Девчонка всю дорогу отчаянно понтует: рассказывает, что ей вот-вот подарят мобильник Vertu, что у ее 47-летнего бойфренда-бизнесмена есть шикарная машина, элитная собака и стервозная жена, что она знает таких-то, таких-то и еще разэдаких знаменитостей. Машина останавливается в обшарпанном рабочем районе. Девчонка сначала ищет деньги, затем, не найдя, предлагает себя. Джентльмены, ошалев и покраснев, отказываются. «Спасибо, ребята! Я и не думала, что простые люди такие хорошие бывают. Могли ведь просто вы…ть!»

Не за что, девочка. Извини, что побрезговали. Беги домой чистить зубы - у тебя через три с лишним часа занятия в ПТУ начнутся.
Добавить комментарий
Проверочный код